Самая дорогая в истории Украины избирательная кампания
"Избирательная кампания-2012 стала самой дорогой в истории Украины. Сейчас партии отчитываются перед ЦИК о своих расходах, декларируя от десятков тысяч до десятков миллионов гривен. По подсчетам политтехнологов - реальные затраты отдельных политических сил достигают сотен миллионов долларов. По закону, официально потраченные деньги тем, кто попал в парламент, должны вернуть из бюджета. Но называть настоящие суммы новоизбранные не спешат", - объясняет журналист Ольга Рыцар.
Расходы на выборы все партии держали в тайне до последнего. Однако, по закону, до 15 ноября они вынуждены отчитаться Центральной избирательной комиссии. Официально на всю кампанию в многомандатном округе партии задекларировали 600 миллионов гривен и еще 300 по одномандатным округам.
"Расходы на предвыборную агитацию Партии регионов составили почти 218 миллионов гривен, Всеукраинское объединение "Батькивщина" потратило более 107 млн гривен, политическая партия УДАР Виталия Кличко - более 33 млн грн, Коммунистическая партия Украины - более 72 миллионов, ВО "Свобода" - более 23 миллионов, партия Наталии Королевской "Украина - Вперед!" - Более 60 миллионов гривен", - привел цифры завотделом контроля за использованием средств секретариата ЦИК Николай Небогатиков.
В стране, где преобладает теневая экономика, говорить, что это все средства, потраченные на выборы - это смешно. Эти цифры достаточно относительны и их на самом деле знает несколько человек в каждой партии. Сегодня это знают только те, кто распоряжался этими средствами, а они, очевидно, этого говорить не будут,
- заявил политолог Игорь Когут.
Эксперт по рекламным коммуникациям Артем Биденко вместе с политтехнологами насчитали реальный масштаб избирательной кампании в несколько миллиардов долларов.
По нашим подсчетам, выборы обошлись политикам в два с половиной миллиарда долларов, в целом на всю страну, мажоритарщики, партии и так далее. Из них миллиард долларов ушел на мажоритарщиков, полтора миллиарда - на партии и блоки. Но избирательную кампанию мы считаем, по сути, с февраля, когда стартовала "Украина - Вперед!", а реальные выборы были в августе-сентябре-октябре, - рассказал эксперт по рекламным коммуникациям Артем Биденко.
Партия регионов, по подсчетам специалистов, на все потратила 500 миллионов долларов, на втором месте партия "Украина - Вперед!" - 150 миллионов, объединенная оппозиция "Батькивщина" втрое меньше - 50 миллионов, УДАР Виталия Кличко - 40 миллионов долларов, коммунисты - 30 миллионов.
Если разделить эти деньги на каждого избирателя, то больше всех "в копейку влетела" "Украина - Вперед!" Наталии Королевской. Каждый голос обошелся партии в полторы тысячи гривен. Партия регионов, не считая бартеров и админресурса, - 180 гривен, один избиратель объединенной оппозиции обошелся в 25 гривен, УДАР - 40, коммунистам - 30.
Артем Биденко: Выиграть выборы только на политической рекламе невозможно
Самой экономной оказалась избирательная кампания у "Свободы". Заявленная сумма в ЦИК и реальные расходы по подсчетам политологов практически совпадают. Националисты официально привлекли в свой избирательный фонд 23 млн 200 тысяч гривен. Следовательно, один голос для них стоил чуть больше десяти гривен.
"Если брать количество потраченных денег на один голос, то она точно была бы дешевой, к тому же с большим отрывом. Денег, которые у меня были, хватало только на печать листовок, и я все-таки нашел минимальные возможности несколько билбордов поставить. Все, кто работал у меня на выборах, - это были наши партийцы, которым я зарплату не платил", - заявил член политсовета ВО "Свобода" Андрей Ильенко.
Стратегия олигархов и бизнесменов "раскладывать яйца по разным корзинам" - то есть вкладывать деньги в разные партии - не всегда срабатывает. Эти выборы показали - технические партии обречены на поражение,
- считают политологи.
"Тот же результат "Свободы" - это совсем другое качество кампании, когда мы действительно видели агитаторов, которые работают за идею, и это огромное удешевление. Так и должно быть", - отметил политолог Игорь Когут.
Нельзя выиграть выборы только на политической рекламе, должна быть агитационная составляющая, должна быть харизма, должна быть идеология, должны быть эксперты, команда и много-много всего,
- заявляет эксперт по рекламным коммуникацям Артем Биденко.
На самом деле условная стоимость депутатского мандата постоянно растет. Например, на выборы 2007-го года совокупные официальные расходы партий и блоков на предвыборную агитацию составили чуть более 500 млн грн. В этом году партии и мажоритарщики выложили за заветные мандаты более 900 млн.