Она показала свою эффективность в разных сферах, и это только начало. Даже в 2020 году во время кризиса из-за пандемии COVID-19 и карантин государственному предприятию "Prozorro.Продажи" удалось запустить новые долгожданные и сложные рынки.

Новые прозрачные направления 2020

Открытые аукционы уже смогли доказать свою эффективность и полезность для государства и показали, что этот процесс может быть безопасным и прозрачным.

В Украине с 1 февраля 2020 года начался экспериментальный проект, в рамках которого необработанную древесину, заготовленную лесхозами, будут продавать на прозрачных электронных торгах через "Prozorro.Продажи".

Новый подход к продаже позволит добавить прозрачности рынку древесины, а вместе с этим информация об объемах продаж, ценах и конечных покупателях будет доступна всем онлайн.

Этот пилотный экспериментальный проект распространяется на Лесные хозяйства, которые в 2018 году получили 10 млн гривен чистого дохода или больше. Такие предприятия должны продавать онлайн не менее 25% запасов древесины.

В лесной отрасли за последний год было сделано несколько важных событий:

  • принят Закон о национальной инвентаризации лесов;
  • создана интерактивная карта мест расположения постоянных лесопользователей и объектов переработки древесины;
  • возможность проверки происхождения древесины;
  • появилось приложение "лес в смартфоне" и введена регистрация электронных лесорубных билетов

А в начале 2020 года Постановлением КМУ 1178 был принят экспериментальный проект, который обязывал государственные лесхозы продавать древесину через электронные аукционы. Если точнее, то вся древесина должна продаваться через электронные аукционы, а 25% всех продаж должны осуществляться через электронную торговую систему "Prozorro.Продажи".

"Любой желающий в режиме реального времени может зайти и увидеть, кто как продает, как продают различные лесхозы, какова эффективность, кто покупает, а кто является крупнейшим покупателем и по какой цене покупают необработанную древесину. Такие аукционы имеют много факторов для того, чтобы эффективно управлять этой отраслью в стране", – пояснила Операционный директор ГП "Prozorro.Продажи" Дарина Марчак.

Операційний директор ДП

Не удивительно, что первой областью, которая будет продавать всю древесину через "Prozorro.Продажи " – будет Закарпатская.

Доступность всей информации об объемах продаж, ценах и конечных покупателях сделает рынок древесины максимально прозрачным и открытым.

Аукционы по необработанной древесине через электронную торговую систему "Prozorro.Продажи" гарантируют полную открытость и равный доступ всех участников. Наблюдать за проведением торгов в режиме реального времени может любой – контролирующие органы, общественные активисты или представители СМИ. Любой намек на нарушение правил электронного аукциона по реализации необработанного леса сразу приобретает огласку и вредит репутации покупателя.

В предприятии отмечают, что правила продажи древесины со стороны государственных лесхозов должны быть унифицированы, а все данные о самих аукционах и об их результатах – публичные и доступные для интеграции с другими государственными системами.

"Особенностью продажи необработанной древесины является то, что существует очень много аукционов, в которых одновременно надо принимать участие. В сентябре мы смогли запустить новый сервис – единый интерфейс. Это позволяет одновременно на одной странице участвовать в десятках аукционов. Это, в первую очередь, экономит время наших клиентов – участников торгов", – отметила Дарья Марчак.

Продажа леса через аукционы должна обеспечить не только открытость в сфере лесозаготовок, но и способствовать борьбе с незаконными рубками деревьев.

Как будет работать продажа древесины с помощью системы "Prozorro.Продажи"

Участие в торгах должно быть удобным, быстрым и значительно дешевле. Для этого в "Prozorro.Продажи" запустили обновленную базу данных, и уже объявили в ней первый аукцион по продаже древесины.

Новая система имеет немало преимуществ как для государства, так и для пользователей. Она стала более гибкой, предлагает новые форматы торгов, а каждый маркетплейс теперь может делать свои интерфейсы аукционов, что увеличивает выбор и удобство для клиентов.

"На сегодня к ЕТС подключено 40 маркетплейсов, которые обеспечивают большое количество участников и конкуренцию на торгах. Через Prozorro.Продажи уже реализовано имущества на сумму более 30 млрд грн, участие в аукционах приняли более 22,5 тысячи участников. В системе сочетаются государственные и частные торги, благодаря чему потенциальные покупатели имеют больший выбор объектов и соответственно – возможностей. Вся информация об электронных аукционах размещена в открытом доступе в модуле аналитики "Прозорро.Продажи". Если на одном из маркетплейсов объявлен новый аукцион, то эта информация гарантированно разойдется по всем площадкам, и все пользователи смогут одновременно увидеть все изменения. Это дает возможность в отношении всех пользователей работать беспристрастно и равномерно. Каждый участник может работать с тем маркетплейсом, с которым ему удобно", – пояснил руководитель IT-отдела ГП "Prozorro.Продажи" Григорий Легенченко.

Керівник IT-відділу ДП

Новая система очень быстро адаптируется к новым направлениям работы. Раньше требовалось много времени и финансов, чтобы запустить новый рынок, а сейчас – этот процесс происходит очень быстро. Такое удобство позволит привлечь больше участников и расширять собственный бизнес. А также однажды это позволит осуществлять продажи чего-либо, что продает государство.

Еще одно обновление касается интерфейса. В Prozorro.Продажи сделали его более удобным и еще более интуитивно понятным для пользователей. Появилась дополнительная панель с расписанием аукционов, где видна информация о раундах.

Теперь все площадки могут формировать свои собственные интерфейсы для аукционов, это важная функция в случаях, когда один участник принимает участие в нескольких аукционах и остается, при этом, на странице, на которой он работает. Каждый из таких интерфейсов является уникальным и разрабатывается и адаптируется под своих пользователей.

Запуск обновленной базы данных, процесс наполнения бюджета открыто и честно, эффективные аукционы, за которыми может наблюдать любой желающий и новые рынки, что становятся прозрачными – таким является кризисный карантинный год для "Prozorro.Продажи".