Украинские СМИ даже назвали 4 октября "днем окружающей среды в парламенте": то, что нардепы проголосовали сразу за три законопроекта, которые нужны нашей стране, по словам экологов, уже лет 10, стало некоторой неожиданностью. Это проекты законов "Об оценке воздействия на окружающую среду" (2009 а-д), "О стратегической экологической оценке" (3259) и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения интегрированных подходов в управлении водными ресурсами по бассейновому принципу" (3603 ).

Зачем их приняли

Как пояснила в комментарии сайту "24" исполнительный директор международной благотворительной организации "Экология. Право. Человек" Елена Кравченко, законы Украины об оценке воздействия на окружающую среду, о стратегической экологической оценке и бассейновый принцип – это три современные закона, внедряющих европейские стандарты, и кроме решения ряда проблем приближают нас к выполнению условий Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, где есть огромное приложение из 29 директив. И с момента Революции Достоинства до 4 октября этого года ни одного закона об охране окружающей среды принято не было. До Революции Достоинства происходило "переписание" экологического законодательства, и оно становилось максимально "беззубым", выгодным для ведения теневого бизнеса.

У нас был закон об экологической экспертизе, который "благодаря" Януковичу практически уничтожили. Поэтому экологическая экспертиза сейчас не работает. Ее уничтожил закон о градостроительной деятельности, другие. У нас сейчас в сфере защиты окружающей среды от промышленности или других технических устройств огромная дыра,
– подтвердил слова коллеги директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.

Было два пути, уточнил эколог: снова выстраивать закон об экологической экспертизе, или сделать системный и базовый закон. Пошли другим путем.

В чем суть екозаконов

Владимир Борейко считает, что новый закон об оценке воздействия на окружающую среду вышел даже лучшим, более эффективным, чем прошлый закон об экспертизе.

Там очень много различных промышленных объектов, которые ранее не попадали в список экологической экспертизы. Чтобы что-то начинать строить размещать какие-то загрязняющие предприятия, или даже проводить санитарные рубки, о которых сейчас идет мощная кампания благодаря СМИ, надо дать информацию – какой будет экологическое воздействие. Если это влияние будет большим, то такая деятельность будет запрещена и невозможна. Раньше у нас такого не было. Даже массовые санитарные рубки проводились без оценки последствий. Не говоря уже о влиянии различных автостоянок, птицефабрик, промышленных объектов, которые строились без учета экологических требований,
– пояснил он.

Елена Кравченко описала суть принятых законов еще глобальнее: по ее мнению – это экологическая революция в нашей стране.

Эти законы – это первые шаги в обеспечении экологической безопасности как части национальной безопасности. Они балансируют интересы окружающей среды, бизнеса и гражданского общества. Это те законы, которые помогут нам превратиться из двоечников в ряде экологических конвенций, международных соглашений, где мы под санкциями, выполнить условия ряда комитетов по соблюдению экологических конвенций и стать отличниками,
– отметила она.

Кроме того, эти законы создадут прозрачные процедуры для бизнеса. Это первые шаги, которые требовало и ждало от нас энергетическое сообщество, и где нас тоже ждали бы жесткие санкции, если бы не был принят, в частности, закон об оценке воздействия на окружающую среду. Эти законы, по мнению Кравченко, можно сравнить разве что с серединой 90-х годов, когда происходило становление природоохранного законодательства новой независимой Украины.

Если говорить о сути третьего закона – по управлению водными ресурсами по бассейновому принципу – то его суть в изменении подхода к управлению этими ресурсами: до сих пор он был принципу области. Например, Десна имеет бассейн в Киевской и Черниговской областях.

По нормативу из реки можно брать, условно, миллион кубометров воды, со всей реки. Но по факту, при областном принципе, Киевская область берет миллион, и Черниговская – миллион. Каждое водное хозяйство утверждает это у себя, и между ними нет консультаций или комплексного подхода. Если что-то делать в системе водного хозяйства – то надо это делать от начала реки до ее конца. Поэтому был предложен подход по бассейному принципу. При таком подходе – одни берут половину, другую – вторую половину из того миллиона,
– пояснил Борейко.

Новые органы при этом созданы не будут, убеждает эксперт. Есть водное хозяйство, и теперь оно просто не будет иметь двух руководителей – в Киевской области и в Черниговской – а будет один, который может находиться либо в Киеве или в Чернигове.

Что нужно, чтобы законы заработали

Будет проведена огромная работа над пакетом нормативных и подзаконных актов. Также должна быть выполнена огромная работа министерства по обучению госслужащих, общественности, бизнеса.

Это только первые шаги. Закончится наша эйфория касательно экологического прорыва, мы закатаем рукава и совместно с экспертами, специалистами из Европейского союза, природоохранного движения будем работать дальше,
– сказала Елена Кравченко.

На вопрос – есть ли надежда, что эти законы таки заработают как надо (ибо украинцы знают примеры хороших законодательных инициатив, которые так и не заработали), эксперт ответила: если так же слаженно будет работать команда, представлявшая разные заинтересованные стороны – бизнес, общественность, центральные исполнительные органы, парламент – это внедрение может пройти максимально безболезненно, с пользой для окружающей среды, общественности и бизнеса.

Владимир Борейко напомнил, что Украина по раковым и легочным заболеваниям занимает первое место в мире.

Здесь не до жиру. Нас и так становится меньше на миллионы. А тут еще и экология. Поэтому и спорить не о чем. Конституция говорит прямо: главная ценность – жизнь человека. Не деньги и не бизнес,
– акцентировал он.

Когда законы заработают

Елена Кравченко пояснила, что для адекватной работы новых законов будет внесено определенное количество изменений в ряд действующих нормативных актов. 6 месяцев дается на внесение этих изменений и на подготовку пакета подзаконных актов, чтобы закон, в частности, об оценке воздействия на окружающую среду, заработал. Кроме того, минимум полгода также нужны интенсивные тренинги для заинтересованных сторон – общественности, бизнеса и госслужащих, по обучению пользования этими законами.

Чистый атмосферный воздух и питьевая вода завтра не появятся. Завтра мы не задышим максимально чистым воздухом. Но эти первые шаги помогут наладить систему экологической безопасности. Ощутимые результаты будут через несколько лет. Но без первых шагов этих результатов не было бы,
– подытожила эколог.

Читайте также: Электроэнергия как товар: что обещает закон о рынке электроэнергии