Как сообщил UBR.ua директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, сейчас украинские компании за счет увеличения акцизов и минимальной розничной цены алкогольных напитков, теряют долю официального рынка алкоголя.

По нашим подсчетам, примерно 85% рынка крепкого алкоголя, в первую очередь, водки, находится в тени,
– сообщил эксперт.

При этом импорт не слишком прибавил в цене. По словам Дорошенко, в предновогодний период торговцы могут пожертвовать частью своей маржи, чтобы стимулировать продажи.

По оценкам главы ассоциации "Укрводка" Владимира Остапюка, теневой рынок водки в 2017 году может вырасти до 65% против 50% в 2016 году. По его словам, ассоциация разочарована решением Верховной Рады повысить акцизы на крепкий алкоголь на 20%, ведь изначально в парламенте обсуждался рост лишь на 12% (на уровень инфляции).

Кроме того, в декабре выросли минимальные цены на алкогольную продукцию. Так, легальная пол-литровая бутылка водки теперь стоит минимум 69,8 грн. А бутылка сухого виноградного вина 0,7 л — 33 грн, шампанского — 69,9 грн/бут. Коньяк вырос в цене на 24-27%, а виски, ром и джин — на 37-63%, вина подорожали на 22,2-55,6%.

Читайте также: Рада приняла закон о повышении акцизов на алкоголь и табак

Регулярное повышение цены привело к спаду потребления и производства отечественного продукта. По данным Госстата, производство водки за 10 месяцев 2016 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 11,4% (до 12,9 млн декалитров), а производство коньяка и бренди — на 10% (до 2 млн декалитров). Объем производства ликеров и других спиртных напитков в Украине в январе-октябре сократился на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,3 млн дал.

Как отмечает Алексей Дорошенко, многие сети сами завозят импортный алкоголь.

При общей рентабельности торговли в 30-40%, алкоголь можно продавать с рентабельностью 200-400%. Поэтому они довольствуются 250% и могут предложить цену ниже, чем в среднем по рынку, значительно увеличивая продажи. Поэтому украинский алкоголь и дальше будет терять долю рынка, так как до 2024 года мы должны поднять свои акцизы до уровня европейских,
– резюмировал эксперт.

В тени находится и часть отечественного виноделия, так как лицензии на торговлю для мелких виноделен были отменены относительно недавно.

Однако специалисты отмечают, что украинцы постепенно переходят с полусладкого вина на сухое, которое по определению более качественное. По словам Алексея Дорошенко, это не в последнюю очередь связано с тем, что украинские туристы и заробитчане, путешествуя по миру, приучаются к хорошему вину.

Читайте також: Россия нагло присвоила украинские торговые марки вин

Украинцы стали больше покупать качественного шампанского, так как различные более дешевые варианты напитка типа "Советское" приблизились к нему по цене. Если раньше потребитель брал товар по 49,90 грн., то при индикативной цене 69,90 грн за бутылку он делает выбор в пользу более качественного, более премиального напитка. Импортное игристое вино стоимостью в 200-250 грн за бутылку тоже хорошо продается. Но вино, которое официально можно называть шампанским, могут позволить себе только очень состоятельные люди, так как его цена на порядок выше, чем у отечественного продукта.

Всего же под Новый год реализуется примерно 80-90% всего шампанского в Украине. Второй активный период продаж — летний сезон. Но летом объемы продаж несоизмеримо малы по сравнению с зимними праздниками.

Читайте также: Новогодняя вечеринка: цена вопроса

В последние годы существенно изменились предпочтения потребителей шампанского. Еще 5-6 лет назад до 90% продаж приходилось на полусладкое и сладкое шампанское, а доля брюта не превышала 5%. Теперь она достигла 15%, а продажи полусладкого напитка сократились до 45-50%.