Сейчас паника – уже не фактор влияния на потребительские настроения, и на первый план вернулась сезонность.
Так, традиционно этим летом вырос спрос на кондиционеры, охлаждающие приборы и оборудование, а также на ряд товаров для туризма. Плюс – на кулеры для воды, хотя в их популярности ключевую роль сыграла не сезонность, а страх отравиться водой из-под крана.
По сравнению с летом 2015 года, этим летом кондиционеры покупали в 1,7 раз чаще. Вероятно, сыграл свою роль фактор отложенного спроса. А вот средняя цена покупки в F.ua немного снизилась, всего на 2%, но и это свидетельствует об экономии и предпочтении более бюджетных моделей.
Пик продаж пришелся на июль. Объяснение – все в той же сезонности. Июнь был прохладным, поэтому, образно говоря, покупателей еще не допекло. В августе же спрос снизился. Примечательно, что год назад в F.ua спрос на кондиционеры был не только ниже, но и гораздо стабильнее в течение всего лета, то есть не было резких всплесков и падений.
Еще один товар, спрос на который растет с приходом тепла, – это водонагреватели. Как известно, с весны начинаются плановые двухнедельные отключения горячей воды, которые зачастую перерастают в ремонт – на несколько месяцев.
Как же менялся спрос на водонагреватели этим летом? В сторону уменьшения – на 20%. Свою роль сыграли падение доходов украинцев и рост тарифов на электроэнергию (если говорить об электрических водонагревателях) и газ (если – о газовых).
Однако средняя цена покупки выросла. На 8% – на накопительные, на 44% – на проточные. То есть это позволяет говорить, о том, что водонагреватели покупали реже, зато чуть дороже.
Сейчас среди украинцев набирает популярность внутренний туризм. В F.ua этим летом вырос спрос на туристическую посуду (+35%). А вот на палатки – снизился (-10%), хотя чаще стали покупать более дорогие модели (+5%).
Все чаще в интернете покупают недорогие товары (цена около 50 грн), упрощающие быт. Так, в 2 раза вырос спрос на аккумуляторы холода – это небольшие пластины, наполненные жидкостью, Которые помогают сохранить продукты в термосумке.
Прослеживается влияние новостей на потребительские предпочтения. Например, в середине июня взлетел спрос на кулеры для воды (более чем в 10 раз), т.е. покупатели резко озаботились качеством питьевой воды. Почему? Причина – в измаильском происшествии. Напомним, в Измаиле в первой половине июня с отравлением были госпитализированы несколько десятков человек. Тогда же "24" писал, что вероятной причиной отравления стала вода. Панические настроения быстро распространились с территории Одесской области на всю Украину. Как следствие – рост продаж кулеров.
В целом, можно говорить о некоей стабилизации в розничной онлайн-торговле, которая подтверждается тем, что именно сезонность выходит на передний план и во многом предопределяет поведение потребителей. Конечно, нельзя не учитывать и другие не менее важные факторы, такие, как падение доходов и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но они зачастую корректируют решение о покупке. Например, в связи с ростом тарифов на электроэнергию покупатель может не отказаться от покупки того же водонагревателя или кондиционера, а пристальнее присмотрится к энергосберегающим моделям.