"Украине для реинтеграции оккупированных территорий нужно будет разработать законодательную базу об амнистии и коллаборационизмЕ", – говорится на Facebook-странице министерства внутренних дел.

Закон об амнистии должен касаться абсолютно всех, кроме тех, у кого на руках кровь, кто убивал наших солдат, принимал участие в репрессиях против мирного населения. На них амнистия не распространяется, они в глазах нашего государства – преступники и должны понести законное наказание,
– говорится в сообщении.

Аваков считает, что "закон о коллаборантах" определит статус каждого человека, живущего на оккупированных территориях. "Что-то вроде закона де Голля, который был принят в 1946 году во Франции. Это касается обычного человека, вынужденного жить и работать на оккупированных территориях. Суть очень проста: нам нужно определить, какой уровень согласия. Является степень твоего сотрудничества с оккупационными властями критической, или у тебя были такие обстоятельства, что ты не заслуживаешь осуждения, а в ряде случаев, несмотря на действия, заслуживаешь общественного прощения", – подчеркнул министр.

Аваков переконаний, що парламент підтримає його ініціативу і вдарить по колаборантах
Глава МВД Арсен Аваков убежден, что парламент поддержит его инициативу и ударит по колаборантам. Это "что-то вроде закона де Голля, который был принят в 1946 году во Франции", – уверяет он

В целом законопроект №7425, о котором говорит Аваков (официальное название – "О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма") находится в Верховной Раде с конца прошлого года. Рассмотрим его основные положения.

Читайте также: Аваков рассказал о своем видении возвращения Донбасса: главное чтобы Россия забрала своих марионеток

О чем говорит закон?

"В настоящее время лица, причастные к коллаборационизму, продолжают занимать или претендовать на высокие должности в государстве, что является недопустимым. Кроме того, во время урегулирования конфликта многим таким лицам будет предоставлена амнистия, к ним будет применено законодательство о недопущении преследования и наказания лиц – участников событий на временно оккупированной территории Украины.

Нет сомнений, что коллаборационизм должен быть осужден, а определенные права коллаборационистов ограничены с целью защиты национальных интересов Украины, обеспечения мира, безопасности и демократического развития государства. Кроме того, такое решение Верховной Рады Украины будет способствовать общественному согласию, решению указанного вопроса в правовых рамках и избежать самосудов. Государство не имеет права отстраняться от решения этой общественной проблемы,
– говорится в пояснительной записке к законопроекту.

А в его "теле" дается определение понятия "коллаборационист".

Это – "лицо, которое сотрудничало или сотрудничает с врагом при осуществлении им агрессивных действий, развертывания вооруженного конфликта против Украины; способствовало или содействует в осуществлении такой агрессии или развертывании конфликта; оказывало или оказывает помощь врагу во время подготовки и проведения такой агрессии, при развертывании вооруженного конфликта".

Каждый потенциальный коллаборационист, говорится в тексте дальше, должен пройти специальную проверку, чтобы быть очищенным от подозрений. Правда, до того момента, пока не доказано обратного, человек не считается приспешником врага – таким образом, законопроект обеспечивает действие принципа презумпции невиновности. Да и вообще, подобная проверка понадобится только в том случае, если лицо претендует на определенные должности.

"В обязательных случаях проверка коллаборационизма должна быть проведена:

1) перед назначением лица на должность государственной службы или службы в органах местного самоуправления;

2) перед принятием решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины о подтверждении или неподтверждении способности судьи (кандидата на должность судьи) осуществлять правосудие в соответствующем суде;

3) после регистрации лица для участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4) перед назначением лицом рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работником других органов, которым присваиваются специальные звания, военнослужащим Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

5) после поступления лица на другую должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления;

6) перед утверждением состава комиссий, рабочих групп, других органов, образуемых при органах государственной власти или местного самоуправления;

7) при назначении на работу на объект, который имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства;

8) при проведении проверки граждан в связи с их допуском к государственной тайне", – говорит часть 3-я статьи 11-й упомянутого законопроекта.

Читайте также: Можем повторить: в День победы террористы хотят выпустить на свободу тысячи зеков

Подобная проверка может быть проведена только один раз, а осуществляет ее специальная комиссия в количестве 50 представителей, состав которой утверждает Президент Украины. Лицо, которое проверяют, ставят об этом в известность – при этом ему гарантируют право на защиту. А инициировать "следствие" может как сама персона, которая претендует на определенную должность, так и комиссия или же третье лицо.

В случае предоставления заключений комиссия будет опираться на доказательства, а источниками доказательств, в свою очередь, будут считаться "пояснения участников процесса проверки; документы; объяснения свидетелей; выводы или объяснения экспертов; объяснения или консультации специалистов; информация, размещенная в сети Интернет; информация, полученная Комиссией по результатам направления запросов в физических, юридических лиц, объединений граждан, субъектов властных полномочий и другие источники информации, не запрещенные законом".

Выявленных в результате проверки коллаборантов будут ограничивать в возможностях, что будет иметь выражение, в частности, в запрете занимать должности, которые были перечислены выше. Такое ограничение продлится сроком до 15 лет.

Проект закону
Проект закона "О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма" предусматривает административные ограничения для лиц, признанных коллаборационистами

Тем временем "коллаборацией" считается:

1) организация массовых мероприятий политического характера (митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки), в рамках сотрудничества с врагом (...);

2) неоднократное размещение для общего просмотра в социально ориентированном ресурсе сети Интернет призывов к поддержке действий врага в осуществлении им агрессивных действий (...);

3) трудоустройство на политические и административные должности в органах, самопровозглашенных или созданных врагом (...);

4) участие в военных действиях, вооруженном конфликте на стороне врага, в частности для обеспечения поддержки органов, самопровозглашенных или созданных врагом (...);

5) проведение мероприятий по поиску и вербовке других лиц с целью обеспечения осуществления агрессивных действий, развертывания вооруженного конфликта (...);

6) передача материальных и нематериальных ресурсов регулярным войскам врага, советникам, инструкторам и наемникам (...);

7) призывы, проведение агитации среди воспитанников, учащихся, студентов (...) и других лиц независимо от форм их обучения и типов учебных заведений с целью обеспечения поддержки агрессивных действий врага, развертывания вооруженного конфликта против Украины;

8) осуществление публичных призывов к поддержке действий врага в осуществлении им вооруженной агрессии или вооруженного конфликта против Украины (...) с использованием средств массовой информации;

9) организация и участие в проведении информационных компаний, направленных на обеспечение поддержки врага при осуществлении им вооруженной агрессии или вооруженного конфликта против Украины (...)".

За організація масових заходів на підтримку ворога учасникам демонстрацій можуть заборонити займати певні посадиСогласно с законопроектом о коллаборации, организация массовых мероприятий в поддержку врага обернется для участников демонстраций запретом занимать определенные должности – уже после восстановления в регионе украинской власти

Наконец, следует заметить, что "от ответственности за коллаборацию" будут освобождаться те, кто действовал:

1) по результатам применения физического принуждения лица или членов его семьи, что подтверждается надлежащими доказательствами;

2) в связи с угрозой убийством или применением насилия, если были реальные основания опасаться осуществления таких угроз и при наличии надлежащих доказательств;

3) с целью устранения угрожающей опасности, если она в данной обстановке не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является равнозначным или менее значительным, чем вред предотвращенный (крайняя необходимость), что подтверждено надлежащими доказательствами.

Читайте также: План Авакова противоречит плану Порошенко, – нардеп о возвращении Донбасса

Добавим напоследок, что сейчас судьба зацитованого законопроекта не определена, его статус обозначен как "полученный Верховной Радой". Ускорит ли его рассмотрение лоббизм Авакова – покажет время, но уже сейчас ряд экспертов отмечают в тексте законопроекта скрытую опасность или проблему, и даже не одну.

Подводные камни

Во-первых, говорится о том, что принятие подобного закона будет идти вразрез с минскими договоренностями, которым он противоречит. Если Украина не желает выхода из этого процесса (а таких заявлений сегодня сделано не было), ей не стоит принимать подобный документ. Во-вторых, инструментов для наказания коллаборационистов хватает и так – существует Уголовный кодекс с соответствующими статьями, вроде "измена Родине" или "участие в незаконных вооруженных формированиях". На этих двух обстоятельствах акцентирует эксперт Национального института стратегических исследований Максим Розумный.

Он же добавляет, что законопроект больше похож на политическое заявление, а не на попытки решить проблему. По его мнению, эту идею все равно не удастся реализовать, потому что "закон не имеет обратного действия", поэтому наказывать будут будущих коллаборантов, а не бывших. Кроме того, после его принятия у Украины могут возникнуть проблемы с международными судами и западными партнерами.

Единственный позитив этого заявления, как по мне, может заключаться в том, что идут политические торги в треугольнике "Россия – Украина – Запад", и появление более агрессивной позиции во внутриполитическом контексте в Украине может в какой-то степени каким-то рикошетом усилить украинские позиции в этих переговорных процессах и помочь нам избежать давления, в первую очередь, наших западных партнеров,
– отмечает Розумный.

Другие же комментаторы указывают на то, что в правовом государстве к ответственности привлекает исключительно суд, который имеет единоличное право решать, ограничивать человека в правах или нет, и никакие президентские комиссии не должны участвовать в этом процессе. К тому же, некоторые формулировки законопроекта настолько расплывчаты, что под определение "коллаборационизма" можно (при желании) подогнать почти все, что угодно.

"Сами формулировки закона настолько размыты, что позволят практически каждого человека привлечь к ответственности за любые высказывания, которые противоречат основополагающей линии высказываний украинской власти. Так же, по сути, любые слова можно считать такими, что играют на руку агрессору или "ЛНР" и "ДНР". То есть существует риск, что новый законопроект может превратиться в инструмент репрессий. Законопроект даст повод объявлять коллаборационистами всех, чье мнение отличается от курса правящей партии. Этот законопроект вмешивается в гражданские права и несет в себе угрозу построению тоталитарного государства", – считает юрист Ростислав Кравец.

Читайте также: Российские оккупанты готовятся к "зачисткам" людей с проукраинскими взглядами на Донбассе

Но его коллега Ирина Лоюк, руководительница общественной организации "Пространство возможностей", которая участвовала в работе над законопроектом, имеет другой взгляд. Она указывает на то, что есть деяния, которые нельзя оставлять не наказанными, тем более, что они не всегда подпадают под санкцию статей Уголовного кодекса.

Что делать с теми, кто не совершил каких-то тяжких преступлений? Просто простить людей за оккупационное содействие тоже нельзя, потому что это ведет к ощущению безнаказанности. Поэтому, используя иностранную практику, мы решили, что лучшим способом будет введение административных ограничений. Для того, чтобы защитить государственность Украины от тех, кто проявил к ней нелояльность,
рассуждает Лоюк в эфире Радио "Свобода".

"Закон уже готов. Мы достаточно долго изучали иностранную практику построения отношений с коллаборационистами в других странах, чтобы эти знания легли в основу нашего закона (...). Мы вводим только административные ограничения. То, что касается уголовной ответственности, это остается в соответствии с Уголовным кодексом", – добавляет она.

Вместе с Лоюк в интервью Радио "Свобода" свою позицию озвучил и старший научный сотрудник Национального института стратегических исследований Андрей Каракуц, который указал на то, что в начале российской оккупации Донбасса немало людей было "отравлено пропагандой", и сейчас они "прекрасно понимают, что в случае возвращения украинской юрисдикции у них возникнут проблемы. Российская пропаганда также пытается навязать определенные мифы, что их будут преследовать, сажать в тюрьмы...".


Эксперты говорят, что в начале российской оккупации населения ОРДЛО было отравлено российской пропагандой, а теперь та же пропаганда "рисует" местным жителям ужасы от возвращения украинской юрисдикции

Другими словами, в без того проблемном регионе возникает излишнее напряжение, и это в условиях, что "этот конфликт не так прост, как Вторая мировая война, когда Франция после войны могла четко определить, кто коллаборационист и кто сотрудничал (с врагом). Россия ведет гибридную войну, пытаясь создать администрации, которые якобы не подчиняются Российской Федерации (...). Именно введение термина "коллаборационизм" очень опасно, потому что мы имеем этот конфликт как геополитический. Тот же "минский процесс", "нормандский формат" накладывает на нас определенные ограничения", – отмечает Каракуц.

Подытоживая сказанное, заметим, что судьба закона о коллаборантах довольно сомнительная. И хотя Арсен Аваков считает, что его план по реинтеграции Донбасса (составной частью которого является указанный закон) может рассчитывать в парламенте даже не на обычное, а на конституционное большинство голосов, такой сценарий представляется неоднозначным. В любом случае, рассматривать законопроект в ближайшее время не планируют, ведь среди актуальных документов, внесенных в повестку дня, он, по крайней мере пока – отсутствует.