Однако, неудачно. Из-за разногласий во взглядах различных политических сил. Основательно за написание Конституции взялись только в 95-м по настоянию Президента Леонида Кучмы, который стремился определить и закрепить полномочия разных ветвей власти.
Работа над проектом продолжалась год и 27 июня 96-го, под угрозой роспуска парламента, депутаты все же взялись за принятие основного закона. В сессионном зале новую Конституцию рассматривали почти сутки, к голосованию перешли уже далеко за полночь. Впоследствии все эти события получили название "конституционная ночь".
Главная проблема заключалась в существовании двух проектов Конституции: депутатском и президентском. Оба предусматривали концентрацию значительных полномочий в одних руках. Бывший нардеп Владимир Чемерис вспоминает, именно поэтому голосование могло быть сорвано.
"Премьер-министр Лазаренко по указанию Кучмы назначил на утро 29 июня первое в истории Украины выездное заседание Правительства в Черкассах. И министры, которые были тогда одновременно депутатами не находились внутри парламента. Мороз дал указание секретариату обзвонить всех этих депутатов и сказать, что следующим решением после принятия Конституции будет о лишении этих людей депутатского мандата. И они начали приходить ночью в парламент. Первым, я помню, пришел Виктор Пинзеник. Таким образом сложилась такая ситуация, когда было более 300 голосов, которые проголосовали за Конституцию", - говорит народный депутат II созыва Владимир Чемерис.
Немало споров вызвали и статьи о символике нового государства, языке и статусе Крыма.
"Около трех часов ночи я понял, что Конституция будет принята, когда мы прошли самые конфликтные статьи о символике, о языке и т. д. Сегодня мало кто знает, что, например, статья о символике голосовалась 27 раз. Но по процедуре, по регламенту. Когда кто-то там говорит, что на колене, ночью там принимали, это, извините, глупости. 10-я статья голосовалась 17 раз", - говорит народный депутат II созыва Александр Мороз.
Получить необходимое количество голосов национал-патриотам удалось благодаря депутатам из КПУ, Селянской партии и социалистам, которые приобщились к голосованию, вспоминает Виктор Мусияка. Многим из них после этого пришлось уйти из политики.
"Они знали, что они потеряют членство в партии, они больше не будут в парламенте, их не будут поддерживать. Но знаете, это момент истины для каждого человека, который там был. И я всегда с благодарностью вспоминаю всех этих людей, когда встречаюсь с ними. Я знаю, многие из них из политики сразу почти ушли. Но они выполнили эту свою роль", - говорит народный депутат II созыва Виктор Мусияка.
Наконец, Конституцию приняли и после провозглашения результатов голосования в 9 утра 28 июня 96-го года она вступила в силу. Украина стала президентско-парламентской республикой.
"Украинский народ утвердил политику европейского выбора, то есть возвращение обратно домой в Европу. Он подтвердил желание покончить с коммунистическим тоталитарным режимом начать строить современнjt демократическjt социальное государство", - говорит народный депутат II созыва Иван Заец.
"Эта Конституция знаменует собой свободу в двух измерениях. Свободу для украинского народа, что он является сувереном, над ним нет другого властелина. Другая сторона этой медали свобода для человека. Права и свободы человека и гражданина", - говорит министр юстиции Украины (1995-1997 гг) Сергей Головатый.
О необходимости внесения изменений в основной закон заговорили почти сразу после его принятия. Но конституция просуществовала в своем первозданном виде 8 лет. Все резко изменилось в конце второй каденции Леонида Кучмы в 2004 году.
"Все прекрасно осознавали, что на выборах 2004-го года победит не Янукович, а победит Виктор Ющенко. И та власть, которая была предварительная в своей значительной части, она боялась определенных таких реакций, если хотите, определенноuj преследования, и поэтому они заинтересованы были в том, чтобы ослабить роль президента. Что, собственно, им и удалось", - говорит народный депутат II созыва Иван Заец.
Первые и, одновременно, кардинальные изменения Конституции состоялись в конце 2004 года. Тогда политическая реформа стала компромиссом между "оранжевыми", "бело-голубыми" и так называемой "старой гвардией". Украину превратили в парламентско-президентскую республику.
"Шаг, который был направлен на парламентское формирование правительства в принципе можно оценивать положительно. Однако не было это уравновешено с полномочиями президента. Более того, выписаны были эти полномочия таким образом, что провоцировали конфликт и не давали легальных путей решения этого конфликта. Все это наложилось еще на определенные личности противостояния и в результате редакция Конституции 2004 года показала свою слабую жизнеспособность и определенную конфликтогенность", - говорит народный депутат Юрий Ключковский.
Именно многочисленные конфликты между главой государства и коалиционным правительством привели к новым попыткам изменить Конституцию. Однако, удалось это только после президентских выборов 2010-го.
По представлению депутатов от Партии регионов Конституционный суд просто отменил политреформу 2004-го года. Чем вернул действие Конституции образца 1996-го. Такое решение озадачило не только отечественных юристов, но и европейских. Говорят, такого в истории конституционного права еще не было. К тому же, действующая Конституция не предусматривала возможности внесения изменений таким путем.
"Когда закон о внесении изменений в Конституцию начал действовать, он теряет свое существование как закон, это уже Конституция. И вносить изменения в Конституцию можно было только в порядке определенном Конституцией", - говорит народный депутат II созыва Георгий Крючков.
В результате отмены политреформы, конституционный процесс в Украине вернулся к самому началу.
"Каждая команда власти, даже внутри процесса действия, какого-nj промежутка действия, той или иной политической команды, они все стремятся изменить Конституцию. Каким образом? Ясно так, чтобы повысить или те, или иные полномочия. Почему? Ибо они там или там сидят", - говорит народный депутат II созыва Виктор Мусияка.
Теперь в стране создана Конституционная ассамблея, которая вновь будет готовить изменения в Конституцию.
"Это такая заготовка на 2015 год. В зависимости от рейтинга, который будет иметь Президент Янукович накануне президентских выборов 2015 года, имея уже заранее подготовленную Конституционную ассамблею и т.д. он примет решение в последний момент - какие изменения в Конституцию он хочет. Или в сторону усиления президентской власти, или наоборот в сторону перехода к парламентской республике, если он не будет верить в шансы на повторный срок", - говорит народный депутат II созыва Игорь Колиушко.
Поэтому в 2010-м, украинская конституция окончательно превратилась из основного закона призванного регулировать отношения государства с гражданами, в инструмент удержания власти. Такой она и останется, пока в Украине не научатся не только менять законы, но и выполнять их.