Президент Украины Виктор Янукович начал говорить о проблемах для украинской экономики, которые может повлечь соглашение с Евросоюзом.

"Для нас огромной проблемой является модернизация наших предприятий под технические стандарты Европейского Союза. Для этого, во-первых, нужны огромные инвестиции. Цифры называют разные: от 100 млрд. до 500 млрд", – сказал глава государства.

Кардинально изменить риторику Януковича заставила встреча с предпринимателями с востока Украины.

После посещения российского коллеги Владимира Путина 9 ноября (детали встречи остались засекреченными), Президент Украины на два дня исчез из поля зрения.

Не хотят в Европу

А потом появился на встрече с предпринимателями, которые не хотят в Евросоюз. В частности, Валентин Ландик, который возглавляет донецкое предприятие по производству холодильников "Норд", призвал отсрочить подписание Соглашения с Евросоюзом.

У нас сегодня огромные проблемы с Россией, Казахстаном, куда мы отгружаем более 50% продукции. Если возможно, давайте подписания перенесем на один год. Еще дайте нам возможность подготовиться, дайте возможность закупить оборудование. Это большая просьба не только моя, это большая просьба промышленников, – говорит Ландик.

Участники встречи утверждают, что за дружбу с Евросоюзом Украина заплатит потерей российского рынка. Ограничения соседи вводят уже сейчас.

Шантаж промышленников, экс-красных директоров, директоров-депутатов, директоров-политиков может быть использован для поиска алиби, если не удастся подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли на вильнюсском саммите, – считает политолог Вадим Карасев.

В прошлом году доли экспорта и импорта украинских товаров в Россию и Евросоюз были почти равными. Россия же, которой пугают украинский бизнес, является основным рынком для производителей вагонов, двигателей для авиационной техники и другой продукции машиностроения.

После нынешних торговых войн показатели России уменьшатся

По данным Госстата в прошлом году Украина экспортировала в Евросоюз товаров на 17 миллиардов 81 миллион, а в Россию на 17 миллиардов 632 миллиона. Импорт в Евросоюз составил 26 миллиардов 156 миллионов, а в Россию – 27 миллиардов 418 миллионов.

После нынешних торговых войн показатели России уменьшатся, а создание зоны свободной торговли должно увеличить объемы торговли с ЕС.

Между тем объединение предпринимателей и работодателей, в которые входят компании, производящие более 70% ВВП Украины, утверждают, что делать заявление от имени украинского бизнеса они Валентина Ландика не уполномочивали.

В Федерации работодателей Украины есть одно официальное решение Совета Федерации работодателей. В этом решении есть поддержка необходимости подписания Соглашения о зоне свободной торговли, об ассоциации. Других решений в Федерации работодателей нет, – говорит заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

Депутат-миллиардер Сергей Тигипко поддерживает Соглашение с ЕС хотя и признает, что от закрытия российского рынка может пострадать его собственный вагоностроительный бизнес.

Я думаю, что часть бизнеса не будет готова. Потому что это – вагоностроение. И здесь как раз потери будут самые крупные. Ну это будут потери по всей стране. Это будет проблема для всего вагоностроения и машиностроения в целом. А все остальное – да. Украинский бизнес – абсолютно конкурентный по отношению к европейскому. Мы сами еще не знаем того, что мы можем, – говорит владелец финансово-промышленной группы ТАС Сергей Тигипко.

Крупный бизнес, который неоднократно сталкивался с ограничениями со стороны России, выработал собственные стратегии выживания. Например, благодаря Москве украинские производители молочной продукции открыли новые рынки.

Украинским предприятиям придется переходить на международные стандарты

Эксперты утверждают, что директора, которые не смогли модернизировать свои предприятия за годы независимости, не смогут это сделать за год, на который предлагается отложить подписание соглашения. Тем временем переходить на международные стандарты украинским предприятиям придется в любом случае.

Разве исчезнет куда-то конкуренция с иностранными производителями, если мы если мы не подпишем Соглашение об ассоциации? Нет. Она будет усиливаться. Украинские импортные пошлины на сегодняшний день в том числе на машиностроительную продукцию очень низки. И это уже не является на сегодняшний день барьером для проникновения иностранных товаров на украинский рынок. Все равно нам придется переходить на международные стандарты, все равно нам придется гармонизировать наш регуляторный режим с европейским режимом", – говорит Игорь Бураковский (Институт экономических исследований и политических консультаций).

Если соглашение Украины с ЕС стало заложником геополитики, то бизнес – заложником украинской власти. У владельцев большинства предприятий никто не спрашивал о возможных рисках, или преимущества того или иного направления.