Россия - один из основателей проекта но основной потенциальный заказчик новых самолетов сворачивает свое участие в нем.
Руководство компании "Антонов" распорядилось прекратить летные испытания нового самолета, чтобы потом россияне не поставили под сомнение их результаты.
Длинная история
Проект самолета Ан-70, предназначенного для транспортировки военной техники, начал разрабатываться еще в конце 80-х. Для производства самолета в 1993 году Украина и Россия подписали межгосударственное соглашение. И уже в 1994 новый Ан-70 совершил свой первый полет. Сотрудничество неторопливо продолжалось 10 лет, однако после «оранжевой революции» Россия прекратила работу над проектом и вернулась к нему только через несколько лет.
На реализацию проекта обе стороны потратили более 5 млрд долларов
После завершения летных испытаний серийное производство планировали начать в 2014 году.
Окончательно собирать самолеты должны были на российском заводе в Казани, поскольку основным заказчиком вызвалось выступить Минобороны России.
Альтернатива Ан-у?
Министр обороны Украины Павел Лебедев утверждает, что соглашение между Россией и Украиной по самолету Ан-70, не выполняется с российской стороны. Российские чиновники не скрывают, что из-за нежелания Украины вступать в Таможенный союз они охладели к проекту и передумали покупать новые самолеты.
"Сначала Минобороны Российской Федерации собиралось закупить 70 единиц, затем - 60 единиц, предпоследний раз - 16. Теперь - ноль. Потому что Россия начала производить военно-транспортные самолеты Ил-476. Поскольку любое предложение сохраняет актуальность в течение определенного срока. Ну так устроен мир, и так работает мое руководство", - говорит посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов.
Впрочем военные специалисты утверждают, что выбрав Ил-476, российская армия проигрывает. По всем техническим характеристикам украинский Ан-70 превосходит российский Ил-476.
Интеллектуальная собственность и деньги
Среди активов, которые могут интересовать россиян, называют интеллектуальные права на разработки украинских авиаконструкторов и саму украинскую компанию "Антонов".
"Безусловно, контроль над компанией Антонова Москву беспокоит. Велись переговоры о том, чтобы наша компания "Антонов" вошла в Объединенную авиационную корпорацию", - военный эксперт Валентин Бадрак.
Украинских авиастроителей беспокоят планы россиян самостоятельно модернизировать самолеты компании "Антонова" без согласования с ними.
"Генеральный конструктор нынешний российский военно-транспортных самолетов господин Ливанов фактически поставил свою подпись под намерением российской стороны модернизировать самолет Руслан Ан-124 без участия украинской стороны. И это опасно. Это фактически свидетельствует о такой пиратском пути российской стороны", - военный эксперт Валентин Бадрак.
В ответ на критику россияне отмечают, что Украина нарушает условия финансирования совместного проекта.
"Министерство обороны России полностью выполнило свои финансовые обязательства. В то же время со стороны Украины наблюдаются задержки в финансировании. Проект профинансирован Киевом лишь на 45%", - заместитель министра обороны России Анатолий Антонов.
"В настоящее время Россия все средства, которые они должны были, выплатила. Сейчас украинская сторона запаздывает с финансированием.
И, кстати, это может привести к значительным штрафным санкциям со стороны Российской Федерации в Украине. Уже есть определенные иски к АНТК Антонова со стороны России. Они могут составить, если мы быстро не решим вопрос до финансирования и достройки, 300 миллионов долларов", - говорит экс-заместитель Министра промышленной политики Виталий Немилостивый.
Потянет ли Украина проект сама
Именно средства, вложенные в разработку Ан-70 могут стать препятствием для выхода России из двустороннего проекта.
"Не будет выхода Российской Федерации из проекта. По нескольким причинам. Первая причина в том, что потрачены значительные средства, в том числе Российской Федерацией. Вторая причина - это лет на 20, а то и больше - лучший самолет в своем классе. Ничего подобного в мире не существует", - утверждает экс-заместитель Министра промышленной политики Виталий Немилостивый.
Между тем в украинском правительстве утверждают, что Украина сможет реализовать проект и без участия России в случае ее отказа.
"Сейчас отдельные российские должностные лица заявляют о том, что они сами собираются создавать военно-транспортный самолет. Украина в таких условиях будет вынуждена продолжать работы, продолжать нести расходы, но мы создадим этот самолет. Он сейчас проходит летные испытания. Это последняя стадия разработки этого самолета", - уже заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
Некоторые эксперты считают, что у Украины есть больше возможностей самостоятельно выпустить Ан-70, чем у россиян
"Российской стороне самостоятельно решить вопрос производства Ан-70 - намного сложнее, чем самостоятельно Украине. Потому что вся документация, весь интеллектуальный потенциал, находится здесь в Украине. В Украине собраны экспериментальные образцы. В Украине пилоты испытали этот самолет", - заключает военный эксперт Валентин Бадрак.
В то время, как проект самолета Ан-70 стал заложником в геополитической игре России и Украины, альтернативные военно-транспортные самолеты разрабатывают Европейский Союз и Китай.
Быть ли Украине мировым экспортером высокотехнологичных самолетов? Ответ на этот вопрос сейчас находится не только в Киеве, но и в Москве.