Финансирование культурной сферы

В этом году в бюджет государства Украина положено более 2,5 миллиардов гривен на финансирование культурной сферы. Согласно проекту Минфина на финансирование культурной сферы предусмотрено лишь 1,8 миллиарда гривен.

— Если говорить о бюджете, то, в декабре прошлого года, бюджет Министерства культуры должен был быть 600 миллионов гривен. Потому, что все учреждения передали туда, куда хотели передать. Условно, в местные бюджеты, а в действительности — в вакуум. Я, конечно же, этого сделать не позволил, и возник бюджет, который, более или менее, позволяет сводить концы с концами. То есть, понятно, что это не бюджет развития для культуры так, как это должно было бы быть.

— Это предварительные цифры Министерства финансов. Уменьшение величины связано с тем, что была дискуссия: передавать ли в высшие учебные заведения культуры Министерство образования или оставлять его у нас. Сейчас все стороны дискуссии пришли к выводу, что на этом этапе нужно оставить у нас, потому что это уникальные учреждения.

Нужно, чтобы люди в культуре чувствовали поддержку государства, во-первых, и, во-вторых, чтобы у нас не было этих судорожных оптимизаций там, где уже давно нельзя ничего оптимизировать

Вопрос децентрализации

— У нас (в министерстве, — "24") и так все децентрализовано уже. Театры — это же местные бюджеты. Большинство музеев — это местные бюджеты. Библиотеки — это местные бюджеты. У нас только учреждения, имеющие статус "национальных". Это передавать на местные бюджеты я не считаю целесообразным. Потому что будут уничтожены школы, коллективы, будет недофинансирование.

Отмена льгот для книго- и кинопроизводства

Согласно новой редакции налоговой реформы, которая должна быть принята перед бюджетом, возможно, будут пересмотрены льготы, которые сегодня существуют в культурной сфере, в частности для кино- и для книгоиздателей.

— Это те льготы, которые точно отменять нельзя. Сейчас вопрос касается не просто кино, а нашей информационной безопасности, а значит — национальной. Там осталась одна единственная льгота, которую я отстоял в прошлом году, с НДС во время кинопроизводства для национальных кинопроизводителей. Ее нужно оставить, кровь из носа.

— Сейчас общий подход, что не может быть налоговых льгот ни для кого. Это подход, который предлагает финансово-экономический блок. Идеология поняла, что должна быть понятная и прозрачная налоговая система и никому никаких преференций. Нужно хотя бы оставлять те налоговые преферансы, которые есть, или внедрять дополнительные источники финансирования.

Конфликт с Княжицким

Николай Княжицкий возглавляет Комитет по вопросам культуры и духовности. Несмотря на базовый законопроект о кино, который был разработан общественностью, Николай Леонидович внес свой законопроект.

— Он же депутат и обладает правом законодательной инициативы. Конфликта у нас нет. Есть разное видение наполнения дополнительных бюджетов для кино. То есть, есть видение, что это должно быть с игорного бизнеса, а есть видение, что это могут быть специальные системы налоговых преференций для продюсерского кино, плюс доходы от акцизов. Теперь надо все свести воедино.

Реформа структуры Кабмина

— Реформа структуры Кабинета министров, конечно же, нужна, как и реформа структуры правительства. О планах сокращения Министерства культуры, как такового, мне ничего не известно. Единственное, что я могу сказать, — оно необходимо. Я, кстати, обсуждал этот вопрос на последней коллегии, сам инициировал. Министерство культуры делится на 2 госагентства: одно занимается культурным наследием, а другое — культурными инициативами. Кто скажет, что такая функция (сохранение культурного наследия, — "24") в стране не нужна? Если ни одно учреждение не будет этим заниматься профильным образом, то это означает бросить все в жертву застройщикам, аферистам, авантюристам.

Неудовлетворенность работой Министерства

— Кто из людей, которые на самом деле реально творят культуру, культурный продукт, на сцене, в кино, на телевидении, и люди, которые реально занимаются этим делом каждый день, высказывал некий протест?

Недавно состоялась масштабная акция под стенами Министерства культуры представителей музейного сектора, которые протестовали против назначения нового директора в Музей исторических драгоценностей.

— Масштабная акция — это 40 человек, которые пришли под министерство культуры. К ним вышли 2 заместителя сразу и проводили с ними психотерапию. Затем пригласили их во внутрь. Кто захотел, пришел, а кто не захотел — не пришел. Часть из Музея исторических драгоценностей является филиалом Национального музея истории Украины.

Я не соглашусь с тем, что нужно на каждом столбе написать "Министерство культуры ликвидирует Музей исторических драгоценностей". Это прямая ложь. Прямая.

Вопрос об увольнении

— Я думаю, что премьер-министр свое мнение мне скажет. У нас нормальные деловые отношения. До 12-го декабря будет процесс публичных открытых отчетов всех членов правительства, в том числе мой отчет, как вице-премьера Министерства культуры. Мне есть что сказать о том, что делать, если что-то не сделано — об этом я тоже скажу.

Стратегия реформирования культуры

— Она у меня уже давно есть. Есть разная реакция общественности. Одни поддерживают, другие - не поддерживают. Я же не сам пишу эту концепцию, не беру ручку и не пишу. Украинский центр культуры и исследований разрабатывал основной текст, а затем мы трижды испытывали это с общественностью. Первая презентация была в Софии Киевской, открытая и с участием СМИ, потом это было обнародовано на сайте. Затем еще раз были представлены.

Министерство культуры — это одно из самых раскаленных мест в структуре правительства. Потому что в нем работают выдающиеся люди, креативные. Мне нормально работать с теми, кто хочет такого сотрудничества. А тот, кто хочет сказать, что кто-то лицом не вышел, то это их вопрос. Это политический вопрос.

— Я вынесу этот документ на рассмотрение правления в среду. Будут замечания наверху. Я буду выносить их на заседании Кабинета министров. Более того, я считаю, что разговор о стратегии — это все очень интересно, но я не думаю, что это главный документ. Я думаю, что гораздо более важный документ — новая редакция закона о культуре. По крайней мере, закон — это нормы прямого действия, которые потом можно расшифровать в решениях правительства.

А бесконечно обсуждать стратегию — это обсуждать философию. А за философией должны следовать действия.

Критика работы

— Я считаю, что одна из главных причин длительной критики, которая идет в мой адрес — это именно подход к вопросу охраны культурного наследия. Во-первых, это всегда была главная "кормушка" в Министерстве культуры: разрешения, согласования, застройка в исторических ареалах. Я начал с изменения руководства Национального заповедника София Киевская.

— Научно-исследовательский институт памятникоохранных исследований давал экспертные выводы, если не очень близко к Софии — то можно строить. А там вообще нигде нельзя. Это все целая буферная зона, потому как Лавра и София — это один объект ЮНЕСКО.

— За этот год, который я работаю, я не утвердил ни одного разрешения или согласования, которые нарушают законодательство. Те, кто приходил "согласуйте нам еще раз дополнительно то, что было согласовано во время преступной власти" — тоже получали отказ.

Конечно, я очень неудобен всем застройщикам центра Киева, независимо от политической окраски, которые хотят продолжать свое дело.

— Я просто констатирую факт, что это самая резонансная часть моей деятельности. Если я эту реформу доведу до конца, то многое в памятникоохранной деятельности изменится.

Я считаю, что культура должна иметь у нас в стране украинское содержание. Строить культуру демократического юга России — я не собираюсь.

Общественный совет

— Я не могу основывать свое решение исключительно на решениях Общественного совета. Его должно сформулировать само общество. Не я же его должен формировать. Это была инициатива ради реформ при Министерстве культуры. А у меня была инициатива — Совет реформ. Предложение обсуждалось несколько раз на встречах с обществом, в том числе, на последней встрече в сентябре. После этого мы вышли на предложение меморандума о взаимодействии, после чего вопрос куда-то делся.

Сотрудничество с МИД

— Была прямое указание премьер-министра о создании координационного совета, который разработает концепцию. Состоялось много встреч, было понятно, что основные — это Министерство культуры и МИД, но мягко говоря без Минфина, Минэкономики и других тоже нельзя. Сейчас ситуация следующая: нужно выходить на голосование в парламенте закона об Украинском институте.

Это будет продвижение культуры и имиджа Украины за рубежом.

— Нам нужна принципиально иная структура, которая не зависит прямо от исполнительной власти, но которая взаимодействует со всей исполнительной властью, по крайней мере с теми, кто ответственен. Избирать своего руководителя орган будет только на основании прозрачной и публичной процедуры. И наблюдательный совет должен состоять на 90% из представители не правительственного сектора, а общественности, а 10% может и должно быть правительство.

Как сделать Украину модной в мире

— Это не должно делать Министерство культуры или даже Министерство иностранных дел. Это должна делать отдельно созданная специальная организация.

Современные достижения украинского искусства должны пропагандироваться через наших лучших исполнителей, спектакли, перформансы, проекты, в том числе и специально для этого созданные в ведущих странах, которые для нас важны.