В течение последнего года в Украине заблокированы десятки проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Причина в том, что один из подрядчиков массово обжалует в Антимонопольном комитете результаты торгов, если они завершились не в его пользу. Конечный бенефициар компании объявлен в международный розыск. Его лоббисты в АМКУ могут прикрываться именем замглавы Администрации Президента Алексея Филатова без его ведома.

​Масштабный проект правительства по наращиванию темпов дорожного строительства – вероятнее всего будет сорван. Именно такой вывод можно сделать из тенденций, которые развиваются на этом рынке в течение последнего года.

Именно в этот период на дорожные стройки стремительно ворвалась компания "Полтавабудцентр" (ЕГРПОУ 24565511). За последние два года она приняла участие в 350 закупках, по результатам которых одержала победу в 34 из них на сумму 1,32 млрд грн. При этом только в 2018 году компания 72 раза жаловалось в АМКУ, из которых 45 жалоб удовлетворено, другие по инициативе самого же "Полтавабудцентр" оставлены коллегией АМКУ без рассмотрения.

Что это за компания и почему она – по данным самого же АМКУ и аналитической платформы Prozorro– стала одним из лидеров по количеству жалоб в этой отрасли?

Дело в том, что ООО "Полтавабудцентр" – типичная "прокладка", у которой нет собственной материально-технической базы (ни своихасфальтобетонных заводов, ни техники), все производственные мощности по договорам аренды принадлежат аффилированным структурам. Например, асфальт для строительства дороги под Никополем собирались возить из Николаевской области, а в Полтавскую область – из Сумской, что существенно превышает нормативы.

Однако при этом ценовые предложения "полтавчан" на торгах на 10-15% ниже цены конкурентов. Если заказчики работ выявляют техническое несоответствие компании требованиям тендера или отсутствие опыта, и пытаются отстранить ее от конкурса – "Полтавабудцентр" ищет и находит любой повод, чтобы обжаловать такие действия. Подробно техническую часть этих жалоб описали здесь "Наші гроші".

Проблемы на миллиарды​

Впервые о фирме заявлял нардеп Юрий Соловейеще летом 2017 года, когда компания своими жалобами заблокировала строительство дороги Косив-Куты. Тогда парламентарий предполагал, что "полтавцы" действуют в интересах другого участника тендера. Но тогда история не получила должного развития.

Спустя год региональные СМИ переполнены информацией о том, что такие жалобы "полтавской" компании стали реальной проблемой для дорожного строительства на самых важных трассах, которые сегодня реконструируются по правительственной программе. Например, Сумской облсовет даже вынужден был обратиться к Генпрокурору и в СБУ с требованием отреагировать на действие полтавской фирмы, поскольку из-за нее целая область могла лишиться финансирования на дорожное строительство. Аналогичные скандалы вспыхивали в Одесской, Винницкой, Львовской, Ивано-Франковской, Днепропетровской, Николаевской областях.

Кто стоит за "Полтавабудцентром"? Компания, претендующая – и выигрывающая! – на миллиардные господряды, имеет 0 грн. уставного капитала. Конечный владелец, согласно реестру – Асланян Славик Арамович. Однако реальным бенефициаром схем является семейство одесских предпринимателей армянского происхождения по фамилии Амирханян во главе с находящимся в уголовном розыске АраикомХачиковичем Амирханяном. Он также известен нападением на главу "Укравтодора" Андрея Батищева.

Брат Араика – Армен Хачикович Амирханянруководит ООО "СПМК-17", у которого "Полтавабудцентр" якобы арендует асфальтовые заводы по всей Украине. Учредителем компании и бенефициаром записана Седа Амирханян. Эта компания является фигурантом уголовного производства, в рамках которого и предъявлены обвинения Араику Амирханяну. Его обвиняют в том, что подконтрольная ему компания ООО "СК "Дорлидер" при участии подконтрольной же ему СПМК-17 уклонилась от уплаты налогов в сумме более 5 млн грн. Речь в уголовном производстве идет также о легализации денег, полученных преступным путем, и организованной группировке. Компании "Дорлидер" и "СК Дорлидер" – это предшественники "Полтавабудцентра" на рынке дорожного строительства, которые функционировали под руководством клана Амирханянов со средины 2000-х. В эту же структуру входит "Николаевбудцентр" – "клон" "полтавской" фирмы для подрядов в Николаеве.

Недавно СБУ провела обыски в офисах Амирханянов и выявила доказательства подделки сертификатов соответствия даже арендованных мощностей, что могло поставить под угрозу безопасность на построенных фирмой дорогах из-за низкого качества работ и материалов.

Человек Филатова

Кто же является покровителем "дорожного" семейства, которое путает карты не только местным властям, но и правительству, систематически блокируя масштабные проекты на миллиарды гривень? Есть все основания полагать, что Амирханяны пользуются прямой поддержкой первого заместителя главы Антимонопольного комитета Украины Марии Нижник. По данным источников в правоохранительных органах, которые проводят расследования в отношении преступного сговора чиновницы с "полтавской" компанией, именно Нижник, используя свое служебное положение, способствует "Полтавабудцентру" в блокировании государственных закупок по строительству дорог на всей территории Украины.

"Используя властные полномочия Нижник М.В., ООО "Полтавабудцентр" постоянно шантажирует других участников закупок с предложениями разблокировать процедуру закупок при условии удовлетворения их коммерческих интересов. В результате таких действий темп выполнения дорожно-строительных работ в Украине существенно снизился, поскольку строительный сезон подходит к концу, конкурсы так и не проведены, а к выполнению работ никто не приступал. В результате сложилась ситуация, что бюджетные средства на конец года так и не использованы в полном объеме, работы, которые запланированы в 2018 году, в лучшем случае начнут выполняться в апреле-мае 2019 года", – сказано в служебной записке на имя одного из руководителей силовых ведомств, копия которой есть в распоряжении редакции.

Мария Нижник пришла в Антимонопольный комитет из юридической компании Aequo, которая считается "кузницей кадров" для высоких постов в госорганах под покровительством замглавы Администрации Президента Алексея Филатова.Однако, по данным наших источников, несмотря на "особые" отношения юристов компании и АМКУ, о самодеятельности Нижник – и уж тем более о возможном использовании его имени для прикрытия своих схем с Амирханянами – Филатов не в курсе.

Тем не менее, вряд ли рядовые исполнители типа чиновников АМКУ стали бы вести самостоятельную игру на миллиарды гривень без согласования со старшими товарищами. Вполне возможно, заказчики этой истории проявятся уже в ближайшее время.

Ведь блокирование дорожного строительства – одного их наиболее разрекламированных проектов правительства – отличная мина замедленного действия на случай, если его глава вдруг собрался самостоятельно пойти на парламентские – или, грешным делом, подумал о президентских выборах.

Автор: Сергей Шмелев