Формально повышение минимальных зарплат до 3200 гривен еще не произошло. Это произойдет тогда, когда Верховная Рада окончательно примет бюджет 2017 года. Однако 6 декабря законодатели сделали первый шаг в этом направлении – 227 голосами "за" они приняли закон №5130, который регулирует и легализует правоотношения в сфере занятости. Как прокомментировал событие министр социальной политики Андрей Рева, "этот законопроект дает возможность увеличить минимальную заработную плату, повысить социальные стандарты. Законопроект создает условия для повышения минимальной зарплаты до 3200 гривен".

Как восприняли эту новость украинцы? По данным Центра Разумкова – не без оговорок. Неоднозначны ожидания в обществе влияния повышения минимальной зарплаты на экономическую ситуацию в стране. Почти одинаковые (без статистически значимого различия) доли респондентов считают, что такой шаг повлияет на экономическую ситуацию в стране положительно (25,2%), отрицательно (26,8%) или не повлияет вообще (26,4%). Почти столько же опрошенных (21,5%) затруднились с ответом,
– подчеркнули в Центре.

Почему только каждый четвертый украинец склонен радоваться увеличению "минималки"? Потому что с данным шагом правительства все далеко не просто. Представим себе редакцию небольшой газеты со статусом "частное предприятие", владелец которой – далеко не олигарх. Ежемесячно на аренду помещений, услуги типографии, закупку бумаги и транспортную логистику расходуется кругленькая сумма. Отдельная статья расходов – зарплаты работникам, которых, допустим, по меньшей мере пятьдесят. Газета эта, как и все без исключения печатные СМИ в Украине, неприбыльная и держится на голом (в буквальном и переносном смысле) энтузиазме своих работников. С увеличением "минималки" до 3200 (и, соответственно, с увеличением отчислений единого социального взноса) перед владельцем издания возникает необходимость ежемесячно находить где-то с полмиллиона гривен.

В случае отсутствия такой возможности выбирать придется из следующих возможностей. 1. Сократить численность работников; 2. Сократить количество выходов газеты, это не означает окончательную потерю как рекламодателей, так и читателей; 3. Перевести работников на пол-ставки; 4. Закрыть издание совсем. Какое "зло" в данном случае меньшее – каждый работодатель будет решать в индивидуальном порядке. Но факт остается фактом: малому и среднему бизнесу не поздоровится. Почему же тогда правительство идет на повышение МЗ? Это и некоторые другие вопросы мы рассмотрим отдельно.

Вопрос первый. Где правительство возьмет деньги на "3200"?

1. Правительством делается большая ставка на детенизацию официальных выплат в сфере негосударственных предприятий. Что само по себе является довольно эфемерной надеждой. Детенизация может сработать, а может и нет.

Первый шаг был – уменьшение вдвое размера единого социального взноса (далее – ЕСВ) для бизнеса. То есть налоговое давление на бизнес уменьшилось. Теперь мы хотим простимулировать бизнес перевести эту экономию ЕСВ в заработную плату своим работникам. Уровень оплаты труда в Украине должен быть достойным,
– говорит вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.

Все так, однако хотя ставка ЕСВ и была снижена с 38% до 22%, сам вклад остался недифференцированным. Таким образом, работодателю выгоднее платить взнос с 1762 гривен зарплаты, чем с 3200. Никаких стимулов платить больше у работодателя не прибавилось – они, к сожалению, существуют только в воображении Розенко. Один из выходов для малого и среднего бизнеса, который не желает ни сокращать работников, ни сворачивать производство, может заключаться, наоборот, в еще более глубокой "тенизации" и еще больших объемах "черного нала".

2. По некоторым данным, заткнуть бюджетную дыру, которая возникнет в связи с увеличением МЗ, хотят благодаря еще более активной "перекачке" средств из местных бюджетов в центральную казну. На этот случай Минфин якобы готовит изменения в Бюджетный кодекс. По этому поводу можно сказать только одно: прощай, обещанная децентрализация и финансовая самостоятельность регионов. И – привет, тотальная зависимость от центра.

Напомним, что сейчас основой любого местного бюджета являются отчисления налога на доходы физических лиц. Однако поступает он "на места" не в полном объеме. Частично регионы делятся с центром, причем в случае с Киевом речь идет про львиную долю – 60% (другие города отдают 40% ПДФЗ). Деньги, необходимые для развития столицы, позже возвращаются в виде субвенций – эту неуклюжую алогичную систему хозяйствования не критиковал только ленивый, но речь сейчас не об этом.

3. Также правительство рассчитывает на увеличение объемов потребления гражданами. Определенная логика в этом есть. Чем больше человек зарабатывает, тем больше он потребляет. И тем больше налогов от проданных товаров и услуг перечисляется в бюджет страны. Но все это происходит при условии, что товары и услуги сохраняют устойчивую цену, а на население дополнительным финансовым бременем не ложится необходимость платить за все дорожающие газ, электричество и другие номинации из сферы ЖКХ.

Учитывая то, что увеличатся доходы наиболее необеспеченных слоев населения, эти доходы будут направлены, прежде всего, на потребление продуктов питания, одежду, обувь и другие товары первой необходимости,
– утверждает Минфин.

В целом Минфин рассчитывает на то, что отчисления налога на добавленную стоимость вырастут на 6,9 миллиарда гривен (заметим, что в целом повышение минимальных зарплат обойдется государству в 28,3 миллиарда).

Между тем с потреблением у украинцев дела плохи. По словам главного демографа страны Эллы Либановой, 51% населения имеют доходы, которые едва обеспечивают их потребность в еде. При этом бедными себя считают 76% украинцев.

По данным социологической группы "Рейтинг", каждый пятый Украинец сегодня недоедает

В отличие от развитых стран, в Украине распространена бедность среди работающих, причем не только среди неквалифицированных рабочих или тех, которые работают неполный рабочий день, но и среди врачей, учителей, ученых и т. д. То есть бедность характерна для работающих людей с высоким уровнем образования,
– отмечает Либанова.

Подсчеты Института демографии коррелируют с опросом, проведенным группой "Рейтинг". По данным последней, каждый пятый украинец сегодня недоедает. Каждый третий – испытывает недостаток средств для покупки одежды и обуви. Каждый второй – только мечтает о приобретении смартфона или другой бытовой техники. Поэтому, казалось бы, увеличение минимальных зарплат хотя бы немного, но облегчит существование среднестатистического украинца. Все, наверное, именно так и было, если бы не один фактор, который мы рассмотрим далее.

Вопрос второй. Есть ли риск увеличения инфляции при переходе на новую МЗ?

Если слушать правительство, то – нет.

Бюджет будет сбалансирован. Это не инфляционные деньги, это не напечатанные деньги. Это средства, которые дает экономика, зафиксированные в государственном бюджете, то есть это плановые выплаты, которые никоим образом не приведут к увеличению цен или увеличению инфляции в Украине,
– говорит Розенко.

Однако если все именно так и есть, почему же правительство сразу не предложило свой "сбалансированный" бюджет? Почему 15 сентября 2016 года Кабмин представил один вариант сметы, а 26 октября – принципиально другой, с вдвое увеличенной "минималкой"?

Как известно, инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Такое повышение может даже не быть обоснованным экономически, но проявиться как следствие паники и "перестрахования". Например, некоторые киевские "маршрутчики" увеличили на гривну проезд за день до голосования Совета по закону №5130. А после вступления в действие новых МЗ обещают "накрутить" тарифы до 7-8 гривен за поездку, мотивируя такой шаг нуждой платить своим рабочим новую минимальную зарплату.

Поэтому не будет слишком смелым предположение, что цены на товары и услуги все же будут расти. Поэтому и якобы "улучшенная" покупательная способность украинцев окажется под большим вопросом. "Галопировать" будет и инфляция. По данным Госстата, в октябре 2016 года она уже выросла на 2,8%. В дальнейшем ожидается, что инфляция будет держаться на уровне 10% и в течение большей части 2017 года, замедлившись только под конец следующего года до 8%. Поднятие "минималки", вероятно, только создаст дополнительное инфляционное давление.

Инфляция может "съесть" всю радость от повышения доходов украинцев

Вопрос третий. Будет ли расти безработица?

Не исключено. Если часть предприятий малого и среднего бизнеса обанкротится, то такой вариант вполне возможен. Под особым ударом окажутся "единщики", то есть плательщики единого налога, которые обеспечивают работой себя и одного-двух наемных работников. Из зарплаты каждого из них в бюджет идет 42% налогов: 20% единого налога и 22% единого соцвзноса. С 3200 грн это будет 1344 грн (или более 16 тысяч гривен в год). Маленькие магазины, парикмахерские, учреждения сферы обслуживания, скорее всего, будут вынуждены просто закрыться.

Однако вычислить ситуацию с безработицей сложно еще и потому, что часть населения Украины занимается фрилансом, то есть, по сути, находится в тени. По словам того же Розенко, в нашей стране насчитывается около 2 миллионов безработных. Учтем и такой важный фактор, как эмиграция. Недавно сразу несколько польских СМИ обратили внимание на то, что именно украинские гастарбайтеры спасают местное Управление социального обеспечения, отсчитывая туда свои взносы. Возможно, именно это, в частности, и дало возможность правительству Польши снизить пенсионный возраст.

Пока правительство думает, как жить по-новому уже сегодня, украинцы поднимают экономику Польши

На сегодня Украина является абсолютным лидером по количеству полученных разрешений на проживание в странах Евросоюза. В течение 2015 года нашим гражданам было предоставлено 499 992 "вида на жительство", что составляет 19,2% от общего числа. Это является рекордом и весьма сомнительным поводом для радости. Поэтому ухудшение экономической ситуации в стране приведет, возможно, не столько к увеличению безработицы, как к росту потока эмигрантов.

Вопрос четвертый. А что будет с субсидиями?

Те же слои граждан, которые останутся в стране, будут вынуждены решать насущные проблемы, среди которых и та, которая вынесена в подзаголовок. Несомненно, правительство рассчитывает наполнить казну за счет экономии на субсидиях, которая должна была бы быть после внедрения новых МЗ. Если увеличить минимальную зарплату, количество получателей субсидий уменьшится, однако пока не подсчитано, на сколько процентов. Учтем, однако, что в этом году рост расценок на услуги ЖКХ был не последним.

Правда, здесь есть и хорошая новость. Уменьшение количества получателей субсидии произойдет не сразу. В течение текущего отопительного сезона объем помощи будет соответствовать уровню доходов за 2015 год. А в следующем отопительном сезоне при расчете размера субсидии будут учитываться доходы за 2016 год. Таким образом, минимальная зарплата в размере 3200 гривен повлияет на назначение субсидии в отопительном сезоне лишь в 2018-2019 годах.

Вопрос пятый. Как повлияет работа на полставки на обсчет пенсий в будущем?

Наконец рассмотрим еще и такую ситуацию. Предположим, что работодатель вынужденно переводит своих работников на работу на полставки. Не скажется ли подобный вариант на начислении их пенсий в будущем? И не окажется ли так, что работнику на момент выхода на "заслуженный отдых" будет не хватать необходимого стажа?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Следует принять во внимание, что в настоящее время при начислении пенсий главную роль играет так называемый "страховой стаж". Согласно ст. 24 "Закона о пенсионном страховании" страховой стаж засчитывается не за фактически отработанное время, а по размеру страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд. Иными словами, неполный месяц работы будет засчитан в страховой стаж как полный месяц при условии, что сумма уплаченных за этот месяц страховых взносов будет не меньше минимального страхового взноса.

Проще говоря, если работодатель, держа работника на полставки, отчисляет страховой взнос (т.е. упоминавшийся выше 22-процентный ЕСВ) от суммы в 3200 гривен, проблем не возникнет. Главное, чтобы работодатель хотел играть по правилам, а не "ходить между капельками", как говорил когда-то Леонид Кравчук. Впрочем, правила игры у нас меняются быстрее, чем мы успеваем к ним привыкнуть. Поэтому очередные корректировки ставки ЕСВ или еще какие-то новации в пенсионной сфере исключать нельзя тоже. Жизнь – штука непредсказуемая, а в Украине – тем более.

Читайте также: Зарплата в 3200: что не так с инициативой правительства