Различного рода жульничество в этой сфере существовало всегда, но новый вид мошенничества удивляет своей прямотой. Журналисты AUTO 24 попробовали выяснить, что к чему.
Внешне эти объявления выглядят как любое другое от официального автосалона: фото автомобиля, марка и модель, год выпуска, список опций, цена... А вот цена как раз и привлекает внимание: она на 30-50% ниже общеизвестной!
Продавцы объясняют такую невероятную скидку "несвежим" годом выпуска – 2015, 2014, а то и старше. Но разве скидки могут быть такими значительными? Покупателей пытаются убедить, что да, бывают!
Под таким "соусом" на некоторых сайтах автопродаж предлагаются разные модели, но как правило – относительно недорогие, ориентированные на небогатого покупателя. ВАЗ, ЗАЗ Sense, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent, Renault Logan, Ravon R2…
Читайте также: Автомошенники активизировались: в Украине массово продают битые и ворованные машины
Реагируя на обращения читателей, наши журналисты обзвонили несколько "автосалонов" и проанализировали полученную информацию. В некоторых случаях "уши торчат" даже из самих объявлений: чтобы заподозрить неладное, и звонить никуда не нужно. Так, видим несколько предложений автомобилей Ravon R2 якобы 2014 года выпуска. При этом марка Ravon была основана на год позже – в октябре 2015 года. Пытаемся выяснить, откуда взялись такие автомобили – не "предсерийные" же образцы в конце концов?
Звоним в "автосалоны" по множеству телефонных номеров, представленных в объявлениях. Все это якобы разные города – Киев, Одесса, Днепр, Павлоград, Винница. Отвечают меньше половины абонентов, остальные номера – "вне зоны обслуживания", что уже странно для автосалона.
На вопрос, откуда "Равоны", ответ один: из Европы, стоковые, распродажа затоваренных складов. Начинаем спорить: узбекские машины Ravon никогда в Европе не продавались! На другом конце провода – пятисекундное замешательство. Затем нам напористо и даже грубо пытаются доказать обратное: продавались! Потом девушка сдается и заявляет, что машины – не из Европы, а из Польши. О том, что наш западный сосед давно состоит в Евросоюзе, она видимо не догадывается. Наши сомнения в географическом кретинизме продавцов укрепили другие люди, снимавшие трубку по следующим звонкам.
Из сообщений наших читателей мы знаем, что продавцы этих супердешевых машин ни в какую не соглашаются показать авто до оформления сделки. Поэтому давим на эту больную точку, настаиваем, что хотим видеть и выбрать автомобиль до совершения покупки. Ответы довольно однообразны. 1. Мы работаем с Ильичевским морским портом, машины там. 2. Машины на складе в Харькове. 3. Машины на складе в Ровенской области.
В Ровенскую область мы готовы поехать, уточняем город, мужской голос нам отвечает: это Луцк, и называет адрес: ул. Киевская, 12! Наше сообщение о том, что Луцк – это административный центр Волынской области, вызвало у него такой же точно легкий ступор, как и у его барышни-коллеги. О том, зачем возить машины из Западной Европы по Черному морю, мы спрашивать уже не стали… Кстати, улицы Киевской в Луцке мы не нашли, есть только центральная площадь с таким названием, на ней расположена Волынская областная администрация и никакого склада легковушек, понятно, там нет.
В том, что перед нами – новый вид мошенничества, сомнений уже не осталось. Но все мы решили дать этим людям шанс – ну а вдруг машину у них все же можно купить! И после географических казусов мы продолжали расспросы о деталях покупки. Нам объяснили, что сначала мы должны будем подписать договор – разные продавцы называли его по-разному, или договором купли-продажи, или договором о предоплате, или договором о внесении предоплаты. В тех салонах, куда мы дозвонились, предоплата составляет 20% от стоимости автомобиля, но саму машину нам привезут только через несколько дней – и прямо домой! (Как вариант – во двор МРЭО.) После чего состоится окончательный расчет. Поехать на склад, выбрать и получить автомобиль там почему-то нельзя.
Все это выглядит очень подозрительно, но в чем же состоит подвох – на каком этапе будет обманут покупатель? Увы, довести дело до оформления сделки нам не удалось – все продавцы, заподозрив в наших слишком компетентных расспросах неладное, обещали нам перезвонить после обеда. И естественно, не перезвонили.
Но опыт наших, "попавших" по-настоящему, читателей говорит следующее. Самый распространенный вариант обмана – договор, который покупатель подписывает при передаче первой части денег (это порядка 20-30 тыс. грн.), оказывается договором… о предоставлении информационных услуг. Якобы компания N предоставила гражданину Х информацию о характеристиках автомобиля такой-то модели и об условиях его покупки. Там не будет ни слова о приобретении машины клиентом у продавца, и машину никто покупателю не даст.
Читайте также: Журналисты раскрыли еще одну схему перегона авто на "евробляхах" в Украину
Расчет на то, что пребывающий в экстазе вожделения без пяти минут автовладелец подпишет бумаги не вчитываясь, и юридически тут придраться не к чему. Как вариант – клиенту могут подсунуть договор о покупке автомобиля в кредит или в лизинг на драконовских условиях. И финансовая кабала на годы вперед обеспечена.
И наконец, интересная деталь: подобные объявления с автомобилями за полцены, продвигающие новый вид мошенничества, встречаются только на тех сайтах продаж, где у читателей нет возможности написать отзыв относительно приведенной в рекламе информации.
Как уже сообщалось, в Украине была раскрыта схема продажи битых и ворованных машин.