Правительство усовершенствовало механизм проверки транспортных средств. В частности, Постановление Кабмина Украины от 10 марта 2017 года № 141 предусматривает осуществление фото - и видеофиксации проверки транспортного средства и уведомление об этом заказчика. Все записи должны храниться в течение 3 лет. Это должно исключить выдачу протоколов без проведения проверки и обеспечить сохранение объективной информации о состоянии автомобиля.

Кто проходит техосмотр?

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 30.01.2012 года №137 с изменениями техосмотр обязаны проходить все транспортные средства, которые используются в предпринимательстве, то есть с целью получения прибыли. Конечно, речь идет о том, что этот субъект осуществляет предпринимательскую деятельность законно.

Как пояснил в комментарии сайту "24" управляющий партнер, адвокат Юридического центра "Алекс" Александр Травянко, относительно граждан (физических лиц) ничего не изменилось. Физические лица, не использующие транспортные средства для предпринимательской деятельности, не обязаны проходить техосмотр.

Техосмотр обязаны проходить автомобили, используемые для предпринимательской деятельности

Итак, техосмотр должны проходить: раз в два года – легковые авто для перевозки пассажиров или грузов в предпринимательстве. Ежегодно – грузовые авто грузоподъемностью более 3,5 тонн, прицепы к ним и такси независимо от срока эксплуатации. Также дважды в год – автобусы и спецтранспорт для перевозки опасных грузов.

Как происходит техосмотр?

Технический контроль транспортного средства проводится методом инструментального контроля, объясняет Травянко, т. е. с применением испытательного оборудования, а также методом органолептического контроля (с помощью органов чувств человека) – специалист проверяет, в частности, исправную работу системы освещения и сигнализации автомобиля.

При техосмотре идентифицируют транспортное средство (тип, модель, марка, назначение, производитель, особенности конструкции, регистрационные документы, информационные материалы производителя). По результатам технического контроля составляется протокол соответствия или акт несоответствия.

По словам Травянка, тот, кто заказывает техосмотр, имеет право свободного выбора фирмы, которая это будет делать, но она должна быть сертифицирована. Эта процедура осуществляется через Мининфраструктуры и Главный сервисный Центр МВД.

Что изменилось?

Теперь же процедуру проведения техосмотра необходимо будет фиксировать на фото и видео. По словам адвоката Юридического центра "Алекс", результатом этой фото - и видеофиксации четко должны быть определены: тип, модель, марка авто, фотографии ВИН-кода (идентификационного номера транспортного средства в том месте где он осуществлен – на стойке, под капотом и так далее). Кроме того, из фото - и видеофиксации должно быть четко понятно, где проводился техосмотр.

Эксперт отмечает: на фото и видео должна быть отражена дату и время осуществления техосмотра. Протокол предоставляется заказчику (владельцу). Второй оригинал с фото-видеофиксацией направляется в Сервисный Центр МВД и хранится там три года.

Протокол техосмотра с фото - и видеофиксацией хранят три года

Однако, по мнению адвоката, срок хранения мал – как минимум, его стоит продлить до 7 лет. Александр Травянко объясняет: граждане, которые сегодня покупают дорогие авто, особенно это касается тех, кто купил авто с рук с начала войны на Донбассе, могут попасть впросак.

Пример одной из схем: проверяют регистрационные документы автомобиля в Главном сервисном Центре МВД и обнаруживают регистрационные документы не установленного образца. Через суд арестовывают транспортное средство и объявляют в розыск (таких случаев в Украине зафиксировано уже более сотни).

Схема выглядит следующим образом, рассказывает Травянко: авто похищается в основном в Киеве. Преступники имеют все базы элитных автомобилей, которые остались в ОРДЛО и в Крыму. Под документы, путем изменения идентификационных номеров, угнанные в столице автомобили легализуют и продают по дешевке новым владельцам, которые в свою очередь являются добросовестными приобретателями. В перспективе вы можете получить многолетнюю судебную волокиту, заключает эксперт.

Штрафы

Выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает требованиям стандартов, которые касаются ограждения дорожного движения, технической эксплуатации, переоборудованных без соответствующего согласования, не зарегистрированных в установленном порядке, не прошедших обязательного технического контроля или без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата "Зеленая карточка"), без прохождения ежесменного медицинского осмотра и контроля технического состояния, а также направление в рейс одного водителя при осуществлении пассажирских перевозок на автобусном маршруте протяженностью свыше пятисот километров – влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств, граждан, субъектов хозяйственной деятельности в размере сорока необлагаемых минимумов доходов граждан – 680 гривен.

Отметим, что ответственность за нарушение правил техосмотра, сроков предусмотрена статьей 128 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных частью первой этой статьи – влечет за собой наложение штрафа в размере пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан – 850 гривен.


Нюансы

С одной стороны, запись техосмотра авто на камеру даст возможность защищать имущественные права и вести более персонифицированный учет транспортных средств. Однако, считает Травянко, возможен и противоположный эффект. "Благодаря" использованию графических редакторов или осуществлению подделок видеозаписей собственник или добросовестный приобретатель практически будет лишен возможности вернуть себе собственность. Для правоохранителей предоставление в суд таких "доказательств" будет иметь стопроцентную гарантию отказа истцу в возврате ему транспортного средства.

Читайте также: Легализовать все: безболезненное узаконивание подержанных иномарок