С 1 декабря 2016 года минимальную зарплату украинцам власть обещала увеличить до 1600 гривен (с сегодняшних 1450 гривен). В проголосованном в первом чтении проекте бюджета на 2017 год предусмотрено повышение минимальной заработной платы с 1 мая до 1684 гривен, с 1 декабря — до 1762. И 26 октября премьер-министр Владимир Гройсман во время заседания правительства поразил украинское общество заявлением о том, что с 1 января 2017 года ни один украинец не будет получать меньше 3200 гривен зарплаты (конечно, если работать на полную ставку). В тот же день стало известно, что президент Украины Петр Порошенко поддержал эту инициативу.

Экспертная среда сразу же взялось анализировать и толковать – как правительству удастся реализовать такую затею, возможна ли она вообще и как повлияет на другие сферы нашей реальности.

О возможности и реальности

Министр социальной политики Андрей Рева на брифинге 27 октября заверил всех, кто сомневается в реальности числа "3200", что это решение не было спонтанным. Его разрабатывали и просчитывали в течение полугода.

Деньги планируется взять из экономики Украины. Никоим образом не планируется рост денежной массы из-за ее печатания, никоим образом не планируется под это привлечение иностранных кредитных ресурсов,
– сказал Рева.

Министр убежден: ресурс, который есть сегодня в экономике Украины и предусмотрен законом "О государственном бюджете Украины на 2017 год", вполне "вытянет" идею с повышением минималки.

Тем, кто ставит под сомнение макроэкономические показатели этого бюджета за принятое решение, хочу ответить: прогнозный уровень инфляции остается тот же, дефицит бюджета остается тот же... Таким образом, никаких оснований для заявлений о том, что это раскрутит маховик инфляции или изменит курс доллара, нет,
– уверен Рева.

Он пояснил также, что бюджет должен базироваться на тех законодательных актах, которые действуют на момент его подачи. А введение минимальной зарплаты в размере 3 200 грн требует принятия дополнительных законодательных актов. Поэтому "Кабинет министров пока что заложил именно те показатели, которые должны были заложить безусловно". А ко второму чтению в Верховной Раде правительство проработает предложения и рекомендации парламентариев, а также внесет свои изменения относительно пересмотра показателя минимальной заработной платы.

Новый принцип формирования минималки

Немало специалистов в такие оптимистичные прогнозы правительства не верят. В частности, нардеп и экс-министр финансов Виктор Пинзеник не видит реальной возможности современной украинской экономики легко предложить украинцам 3200 грн минималки.

Может ли у нас минималка достичь 3200 грн всего за год? Конечно же, может. Если очень хочется. Можно и несколько десятков, а то и сотен тысяч поставить. И достичь этого размера. Сразу отмечу, что в таких масштабах можно "нагнать" так называемую номинальную, или выданную бумагами (денежными знаками) зарплату. Но есть такая "мелочь" как экономика, точнее ее масштабы, сколько мы производим. А ожидают в следующем году получить чуть меньше 2,6 трлн. грн, что в среднем около 5 тыс. грн на гражданина в месяц,
— уточнил Пинзеник.

Нардеп также напомнил, что "минималка" в Украине "завязана на тарифной сетке", и в таком варианте мы должны бы выйти на среднюю зарплату почти в 12 тыс. грн. (средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную).

"Но экономика такой зарплаты обеспечить не может, потому что нельзя употребить того, чего нет", — добавил Пинзеник.

Но министр соцполитики отметил, что правительство планирует перевести все финансовые выплаты на новый принцип формирования — когда они будут отталкиваться не от минимальной зарплаты, а от прожиточного минимума.

Аналитик Андрей Вигиринский так это объяснил с точки зрения расходов бюджета реализация плана 3200" раскрывается одной строкой в презентации к новости о новой минималке, что на официальном сайте КМУ: "Минимальная заработная плата не будет применяться как расчетная величина при определении должностных окладов". Примером там приводится норма Закона “О судоустройстве и статусе судей”, согласно которой должностной оклад судьи местного суда установлен в размере 10 минимальных заработных плат, то есть повышение МЗП на 1600 грн должно было бы повысить оклад судьи на 16 000 грн. Понятно, что это означало бы удвоение расходов бюджета на оплату труда всех бюджетников, чего смета не вытянет.

Поэтому минималку, за которую сегодня работают 45% населения, поднимают вдвое, отчисления бизнеса в бюджет увеличиваются пропорционально, при следующем назначении субсидий ее размер на домохозяйство уменьшается в силу увеличения официального дохода, а для бюджета сокращаются расходы на финансирование настоящей статьи,
— пояснил Вигиринский.

Аналитик считает, что увеличение минимальной зарплаты до 3200 грн таки состоится, это составляющая реформы не только оплаты труда, но и первая стадия формирования накопительной системы пенсионного обеспечения.

Эти планы винашивались и были готовы давно, выбрали удачное время. Представьте, о чем говорить оппозиции во время рассмотрения бюджета во втором чтении (если зарплату минимальную подняли вдвое)? Здесь уже простыми репликами людей не поднимешь, мол, на эти соцстандарты выжить нельзя,
— отметил аналитик.

Как минимум в 3200 грн повлияет на цены, тарифы и курс

Виктор Пинзеник напомнил о другом канале обеспечения высокой минималки – инфляции.

"Она может обеспечить любую заработную плату. Напомню: номинальную", — подчеркнул он.

Эксперт общественной организации "Публичный аудит" Тарас Галайда также считает, что в случае принятия решения о повышении минимальной зарплаты "внимательно следим за курсом, который обязательно бабахнет".

Поднять доходы можно за счет роста экономики, которого не наблюдается, или за счет эмиссии – денег станет больше, только купить за них можно будет меньше,
– высказал мнение Галайда.

На это Вигиринский возражает – это была бы правда, если бы речь шла о том, что "минималка=реальная зарплата", тогда действительно была бы прямая взаимосвязь с ВВП. А речь идет только о том, что доля того, что выплачивается в конверте, уменьшится.

В то же время, увеличится налогооблагаемая сумма (считай, роста отчислений в фонды и бюджет), это не будет определяющим фактором влияния на курс. Ведь, по факту, денежная база не увеличится. Тем более, что прогнозный 27,2 гривны за доллар – это среднегодовой курс, который может иметь пики как верхние, так и нижние. Дело в том, что НБУ в течение года очень сокращает денежную базу, лишних денег в обороте нет и от повышения зарплаты не станет, поскольку те средства – наличные и безналичные, которые обслуживают "тень", зарплаты в конвертах – никуда не денутся, эмитировать ничего не нужно,
– пояснил он.

Министр Рева также заверил украинцев: роста инфляции из-за увеличения уровня минимальной зарплаты не будет, "станок не включат". Более того, чиновник считает, что рост минимальной зарплаты позволяет прогнозировать уменьшение налоговой ставки.

"Представьте, что нам нужно получить в бюджет 1000 грн. Какая для этого должна быть ставка налога с зарплаты в 1600? Она должна быть 52,5%. Если же мы хотим получить ту же 1000 грн и иметь ставку налогообложения 10%, зарплата должна равняться 10 тысячам. Мы хотим дать стимул к росту заработной платы. Если будет расти заработная плата в Украине, мы готовы рассматривать предложения по снижению ставки налогообложения ", – сказал Рева.

"Все будет хорошо у каждого из нас"

Экономист Павел Кухта отметил: минимальная зарплата – очень грубый инструмент и, как правило, ее использование имеет негативные последствия. Но напомнил: в Украине есть ряд специфических условий – высокий уровень тенизации зарплат и сильный разрыв между минимальной и средне официальной зарплатами через высокую инфляцию (с 2014 минимальная зарплата выросла на 20%, а инфляция составила около 100%).

Есть основания считать, что до определенного уровня поднимая минималку мы будем цеплять, в основном, теневые зарплаты в конвертах, а не реальные низкооплачиваемые рабочие места. В этом случае мы получим: а) определенное уравнивание условий между теневиками и легальным бизнесом и б) детенизацию зарплат,
– пояснил эксперт.

Конечно, это при том самом условии отвязывания минималки от сетки зарплат в госсекторе. Соответствие МЗП должна проверяться не для базового оклада (как сейчас), а для всей получаемой работником суммы, нужно пересмотреть соотношение МЗП разнообразных штрафов , норм, уточнил он.

При таком подходе, минимальная зарплата 3200 грн вполне может иметь смысл: ключевым становится правильный выбор размера новой МЗП таким образом, чтобы минимально затронуть реальную занятость. На мой взгляд, расчет, исходя из которого была выведена цифра 3200, нужно будет публично представить экспертному сообществу, чтобы оно имело возможность независимо от бюрократии проверить правильность выбранного параметра,
— отметил экономист.

И хочется, и колется – примерно так думаем про новую минималку все мы. Впрочем, впереди у нас еще может быть не один акт пьесы под названием "Государственный бюджет-2017 и пересмотр социальных стандартов".

Читайте также: Оценка труда украинцев и как ее изменят