О смене руководителя в "Укрзализныце"
– Когда назначали господина Балчуна, для меня было очевидно его качество работы после первого месяца пребывания на должности. Я публично сказал, что не хочу, чтобы украинскую мафию заменила польско-украинская. Сейчас очень важно после "балчуниады", чтобы Балчун №2 не сменил Балчуна №1.
– "Укрзализныця" – это огромная компания, которая фактически формирует 5% ВВП страны, влияет на бизнес и пассажиров. Здесь критически необходимо иметь качественного руководителя, прозрачную политику, понятную для всех игроков на рынке.
Возвращение "Укрзализныци" под контроль Министерства инфраструктуры
– В 2015 году мы выступили с инициативой корпоратизации украинских государственных компаний. Имелось в виду, что создается независимый наблюдательный совет, который назначает компетентное правление. Министерство формирует политику на уровне государства, а наблюдательный совет отвечает за функционирование компании.
В этом случае реформа не была осуществлена. Мы получили только избранное правление. Вдруг принялось странное поспешное решение передать его в Министерство экономического развития. Результат мы видим сегодня: ничего не сделано, Министерство экономики самоустранилось, никаких решений не было принято. Это критическая ситуация для компании.
О заявлениях и работе Войцеха Балчуна
– Записи господина Балчуна в Facebook писал другой человек. Думаю, что когда-то этот журналист расскажет правду. Я подчеркивал, что коррупция имеет лица и фамилии, известные всей стране. Это и братья Дубневичи, и неизвестный господин Лесников, криминальные авторитеты "Алеши", которые приезжают из Донецка и продолжают обслуживать прежний режим Януковича. Это недопустимо. Он (Войцех Балчун) первый, как руководитель, должен был заявить об этих нарушениях публично.
У меня не было личного конфликта с Балчуном. У меня был конфликт с его идеологией и реформированием. Это потерянный год для "Укрзализныци". Ничего абсолютно не произошло, кроме красивых моментов, которые подавались как значительные победы, и составляли всего 2% работы. Новые пассажирские поезда, которые были запущены, сделаны по инициативе Министерства инфраструктуры.
– Господин Балчун имел колоссальную поддержку премьер-министра и правительства Украины. Если бы было желание делать реформы, это почувствовали бы люди. Многие показатели, которые он предоставил – это манипуляция. Показатели должны быть видны; если речь идет об улучшении финансового состояния, то где новые вагоны? Если он обещает построить 9000 вагонов, то почему построено 600? Есть масса таких вещей, которые тормозят компанию.
– На 50% больше мог быть грузооборот. Это не произошло из-за того, что велась провальная политика по локомотивам, по закупкам дизеля, ремонта полувагонов. Всего этого не было сделано, хотя обещали золотые горы.
Реформирование "Укрзализныци"
– Общество полагает, что реформы – это очень сложно, поэтому их надо делать долго. Из-за этого люди боятся реформ. Ощущение такое, что власть также боится перемен. Эти полуназначение является ярким примером того, что никто не хочет принимать прорывных решений, в корне менять систему.
О причинах отставки Балчуна
– Я считаю, что отставка Войцеха Балчуна была на той точке, когда уже невозможно было терпеть его на этом посту. Это позиция не только Министерства инфраструктуры, но и всех правоохранительных органов. К тому же, было обращение генпрокурора, что Балчун полностью не соответствует занятой должности. И НАБУ, и СБУ побудили правительство к этому решению.
Уголовные дела против работников "Укрзализныци"
– Одной из самых больших ошибок руководства является то, что они не набирают качественный менеджмент в компании. В "Укрзализныцю" приняли людей, которые в первую неделю своей работы попадались на взятках. Это были люди, назначенные Балчуном.
90 уголовных дел, которые уже объявлены в ГПУ и других правоохранительных ведомствах, были сформированы с нашей помощью. Если государственное предприятие принесло государству ущерб, если я не ошибаюсь, на 90 миллиардов гривен в год, то это является показателем того, что что-то происходит не так. Такие предприятия должны быть или приватизированы, или прибыльными.
О перспективах "Укрзализныци"
– Безусловно, мы не смогли поменять весь подвижной состав. Но должен быть четкий тренд, чтобы все понимали, что в этом году поменяли 40 локомотивов, 20 поездов. Через год их будет 30 – 40.
– За 2014 не осуществлен ни один ремонт железнодорожных путей. В 2015 году заменено 100 километров дороги, в 2016 – тысяча километров, в 2017 – 2,5 тысячи. Постепенно все обновится, главное, надо хотеть делать эти изменения.