Дорогостоящие авто вне закона
По информации СМИ, всего в гараже Верховной Рады 219 автомобилей. Больше всего - Opel Astra, которым более десяти лет. Руководство Совета ездит на Mercedes-Benz, лидеры фракций и руководители аппарата "оседлали" Toyota Camry.
Доступа к этой информации не имеют не только журналисты, но и депутаты ВР, поэтому, если узнать, сколько на самом деле автомобилей имеется у аппаратов комитетов, секретариатов комитетов, то, я думаю, что все удивятся, причем, не в положительную сторону, - рассказал народный депутат Юрий Стець.
Роскошествовать чиновникам и законодателям запрещает закон. Существует несколько документов, призванных сдержать аппетиты чиновников. Например, для каждого из государственных ведомств установлены ограничения по количеству служебных авто.
Центральный аппарат Министерства финансов может иметь не более 10 авто, Министерству юстиции разрешили иметь 8 автомобилей, Министерству внутренних дел - 5, а "Укравтодору" - всего 3 авто.
На сегодняшний день очень трудно узнать об автомобилях, находящихся на балансе органов власти. Мы спрашивали Министерства, например, Министерство иностранных дел: "Какие вы имеете на балансе машины и все остальное". Ответ был уникален, где-то так, не литературно: "Мы имеем разноплановые машины: они класса А и класса В, есть немножко "Мерседесов", немного "Фольксваген", и даже есть БМВ, точка, - рассказал директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.
Вопросы без ответов
Телеканал «24» также направил запросы в Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, "Укравтодор" и Верховную Раду Украины. В установленные законом сроки получили ответ только от Министерства юстиции. Минюст подтвердил, что на балансе 8 автомобилей, как и предусмотрено законом. Впрочем, какие именно, указывать не стали.
Между тем, новостей о покупке новых машин для чиновников - хоть отбавляй. Один только Нацбанк недавно потратил более 4 миллионов гривень на 13 автомобилей. Все как на подбор: Toyota Avensis, Toyota Corolla, Volkswagen. Органы МВД не отстают. Как сообщает сайт "Наши деньги", региональные управления ГСО приобрели 30 автомобилей Peugeot 301 и одну Toyota Camry на 4 миллиона 320 тысяч гривень.
Существует постановление правительства о запрете закупки новых автомобилей для государственных учреждений... Это постановление действует с 2008 года, но в прошлом году премьер-министр его решил продлить. Теперь оно действует до 2014 года, - сообщила исполнительный директор ОО "Центр противодействия коррупции" Дарья Каленюк.
Но это не касается Национального банка. Так же, как и закупки спецмашин. То есть, новую "скорую" купить можно, а новый Mercedes для министра здравоохранения - нет. Обязательным постановление является лишь для центральных органов власти, для местных - скорее рекомендация. Однако и те, и другие нашли законный способ обойти препятствие. Закупали в промежутке, когда постановление временно бездействовало. В прошлом году в этот период Генеральная Прокуратура Украины закупила 8 авто Toyota Camry.
Очередь за автомобилем длиной в 20 тысяч человек
Инвалид Виктор Жарко на встречу приехал на старой "Таврии". Недавно в подарок от двух депутатов Верховной Рады, которые отказались от своих отпускных, он получил новое авто. Однако ездить на нем человек не может, машина без ручного управления. Переоборудование - проблема самого инвалида. Официальных мастерских нет, а частные такие работы выполняют не по дешевке.
Неприспособленные авто дарит ежегодно инвалидам и Министерство социальной политики. Впрочем, даже таких машин хватает немногим.
"Очередь на автомобили, которые выдают через соцбез, очень велика. Где-то около 20 тысяч граждан стоит на очереди", - рассказал председатель Киевской организации водителей автомобилей с ручным управлением Николай Гордиюк.
"В 2012 году ... лишь каждый 80-й инвалид, который состоит на учете, смог реализовать свое право на обеспечение средством передвижения. Через долговременные процедуры отбора исполнителей государственного заказа в 2011 году Фонд социальной защиты инвалидов не использовал в конце года и вернул в государственный бюджет 75,5 млн. гривень. Как следствие, госзаказ был выполнен лишь на 10,5 процентов, а получение автомобилей для 1296 инвалидов отсрочили на неопределенный срок", - говорится в выводах Счетной палаты.
Киевлянин с ограниченными возможностями Альвард Грабовский обратился к Президенту Украины с просьбой решить проблему с автомобилем. Ведь на новые "Мерседесы" бизнес-класса для президентского кортежа в 2011 году деньги нашлись. Однако ответа не дождался и два года сидит без авто. Старая машина сломалась, мог получить подержанный автомобиль из-за границы, однако помешала бюрократия.
В Украине требуют рабочих авто больницы, музеи, образовательные учреждения, детские дома и интернаты, но работники госучреждений даже говорить об этом не хотят. В отличие от инвалидов, отсутствие средства передвижения и перевозки для них не самая большая проблема.