Именно физику из Полтавской области, Федору Пироцкому впервые пришло в голову по проводам подвести электричество к рельсам, на которых стоял трамвай, чтобы оттуда оно поступала к мотору.
22 августа 1880, Петербург: для демонстрации изобретения Пироцкий выбрал самый тяжелый двухъярусный вагон конной железной дороги на 40 пассажиров. И он с легкостью двинулся без помощи животных.
Скорость составляла 12 километров в час. Жители города не верили своим глазам, газеты пестрели сенсационными заголовками о чудо-транспорте. Казалось, ничто не могло помешать техническому прогрессу.
Но нет. Владельцы конных трамваев решили во что бы то ни было помешать новоиспеченному конкуренту. Слишком много денег было вложено в лошадей. Трамвай радовал петербуржцев меньше месяца.
Разочарованный изобретатель опубликовал результаты опытов в Инженерном журнале и разослал его физикам из разных стран. Были среди них и немецкие братья фон Сименс. Ознакомившись с чертежами Пироцкого, они отправились к украинцу, чтобы встретиться с ним лично.
А уже через год, в 1881 году, фирма Siemens открыла первую в мире электрическую трамвайную линию по проекту изобретателя. Следующие 5 лет Западная Европа все трамвайные линии строила по принципу Пироцкого.
В украинскую столицу очередь дошла через 11 лет, и это при том, что для Киева электрический трамвай иногда был единственной альтернативой. Днепровские склоны настолько крутые, что с ними не могли справиться паровые трамваи — не только конные. На современном Владимировском спуске даже шесть лошадей не могли поднять небольшой вагон с пассажирами.
В июне 1892 года с Владимирского спуска к улице Садовской отправился первый электрический трамвай. Впоследствии начался настоящий трамвайный бум: через 9 лет такие машины появились в 15 городах империи.
Смотрите также: Если бы не украинец, выдающегося Черчилля могло бы и не быть