Причины увольнения
– Я вчера зарегистрировал свое заявление в Верховной Раде. Теперь есть определенная процедура, которую необходимо пройти, я попросил своего ассистента, чтобы он эту процедуру начал проходить. Я, к сожалению, сам не могу, не хватает времени. Я понимаю, что потенциально может не быть голосов.
У нас же узаконенного рабства нет? Вопрос не в том – останусь, не останусь.
– Я когда шел, когда на брифинге был, я сказал, что я сторонник плавного перехода. В любом случае я дождусь, чтобы плавно передать дела следующему министру. Бросать все на произвол судьбы – абсолютно неверно и не профессионально. Т. е. должен прийти человек, должны передать дела. Я и мои заместители какое-то время готовы быть советниками для того, чтобы человек вошел в курс дел.
– Вопрос не в государстве, вопрос в политикуме. К сожалению, очень часто популизм побеждает. Когда я говорю "популизм", я имею виду высказывание политиков по поводу того, что кто-то там 6 000 гривен зарабатывает, а пенсионеры – 1200-1500 гривен, и все должны жить в таких рамках. Но это не просто популизм, это – зло, ложь.
Большинство политиков, которые это заявляют, они не живут за 5 000 гривен, и за 6000 гривен не живут.
– Когда приходил на пост, я ставил некоторые условия. Во-первых, меня пригласили на эту должность. Борис Ложкин – это первый человек, который сделал мне первый звонок, потом была целая процедура отбора. Еще одно условие – это справедливая оплата. И в этом году должны были или на законодательном уровне урегулировать этот вопрос и бюджетные средства выделять, или создать фонд, который бы финансировали либо международные организации, либо иностранные правительства. Это не было сделано.
– Когда я пришел в министерство и начал собирать команду, то я был завален резюме. У меня был невероятный выбор. И очень много людей пришли, бросили работу. Они готовы были переходить в сферу госслужащих, чтобы менять страну. Она были готовы работать определенное время за нерыночную оплату труда, потому что имели определенные сбережения.
Нормальная, средняя зарплата в министерстве – 25 000 гривен, плюс медицинская страховка.
– Я пришел в Мининфраструктуры, когда там было 262 человека. В аналогичном министерстве в Польше – 900, в аналогичном министерстве в Германии – больше тысячи.
Получилось так, что в этом году у нас было 23 миллиона гривен на год на все министерство, а на следующий год – 20 миллионов гривен.
– Мы уменьшили закупку в семь раз! А два миллиона долларов – это два годовых бюджета моего министерства. За год только на "Укрзализници", только на "Укрзализпостаче", только на топливе мы сэкономили 500 миллионов гривен. Вчера премьер подписал постановление, которое позволит руководителям госпредприятий платить справедливые зарплаты. Но вопрос финансирования не решен. Из-за нехватки средств люди-волонтеры начали уходить. Затем последняя надежда в районе июля-августа умерла, когда европейцы сказали, что 90 миллионов евро они не дают больше на фонд заработных плат, а на децентрализацию.
Украинский политикум
– Очень большая помощь была от международного сообщества, от лучших мировых экспертов, которые помогли создать законодательную базу, но здесь я абсолютно откровенно говорю, что как технократ у меня было недостаточно опыта общения с политикумом. А у нас политикум особый. Политический процесс отличается от бизнеса. В бизнесе, поставив задачу, есть цель. В политике очень часто важен сам процесс.
– Когда министерство в этом году разрабатывало законопроекты, министерство это делало не с точки зрения лоббизма, а с точки зрения имплементации лучшей мировой практики в той или иной сфере. То есть, если это закон о внутреннем водном транспорте, то мы привлекли экспертов, которые в этом лучшие.
Может, это проблема исторического опыта. А я не политик, я пришел из бизнеса, из другой сферы.
Конфликт с Дубневичем
– Неприятная ситуация тогда была. Законопроект был единогласно одобрен транспортным комитетом, который должен был в финальном чтении проголосоваться в Верховной Раде, и я шел для того, чтобы уже финально его презентовать. Потом оказалось, вот за две минуты, что есть какие-то вопросы. А потом оказалось, что есть вопросы по поводу проведения конкурса по аэропорту Львова.
Итоги работы
– В этом году то, что мы сделали по "Укрзализнице", по "Укрзализпостачу": во-первых, мы раскрыли всю информацию о тендерном процессе, то есть исторически была информация о начале тендера, а потом после выигрыша. Мы вынесли в онлайн доступ информацию о прохождении всего процесса.
– Мы раскрыли информацию с 2012 года о всех закупках госпредприятий. То есть гражданское общество может сравнить закупку 15-го года по сравнению с историей, и посмотреть на рыночные показатели, рыночные индикативы. В этом году первый раз в истории "Укрзализныци" топливо покупается, первое – дешевле, чем среди других госкомпаний, второе – дешевле, чем на "Стелле", третье – на последний, на третий тендер пришло около десяти независимых поставщиков.
Мое министерство – лидер по количеству проведенных закупок в ProZorro. В этом году мы уже сэкономили почти 50 миллионов гривен, только на допороговых закупках.
Ситуация в "Укрзализныце"
Моя задача в этом году была убрать "Укрзализныцю" полностью из политической игры.
– В январе этого года мне пришлось в долг просить топливо, для того, чтобы железная дорога не остановилась. У нас не было денег для того, чтобы купить топливо. У нас не было денежного запаса даже на один месяц зарплат.
Если бы остановилась "Укрзализныця", я думаю, меня бы выкинули с пятого этажа.
– Есть несколько причин. Во-первых, в 14-м году произошли определенные структурные изменения в экономике: война, девальвация, экономическое падение. Но мы смогли вырулить из этой ситуации. В первой половине года большинство своего времени я уделял тому, чтобы "УЗ" не остановилась. Я проводил Техсовет в министерстве, планы создавали. За это было, ну, достаточно много критики, но сегодня "УЗ" имеет достаточную подушку ликвидности для того, чтобы уверенно в следующий год входить. В этом году мы загрузили наши предприятия работой.
Сотрудничество с прокуратурой
– Наведение порядка в моем ведомстве зависит не от прокуратуры. Зависит от позиции министра и тех людей, которые работают в министерстве и которые управляют госпредприятиями. Правоохранительным Органам мы передали много информации, которую могли находить.
Обвинения Саакашвили
Саакашвили обвинил Андрея Пивоварского в выведении более двух миллиардов долларов из "УЗ" за то, что тарифы на перевозки грузов занижены.
– Оборот всей компании чуть более двух с половиной миллиардов долларов. Я 12 месяцев говорю о том, что нам необходимо реформировать систему тарифообразования на "Укрзализныце", за что меня бьют все, кому не лень. Я говорю 12 месяцев о том, что мы должны поменять закон о железнодорожном транспорте, закон о НКРТ, создать НКРТ – независимое агентство, которое будет создавать тарифы.
Вопрос не в том, поднимать или опускать. Нужно менять систему тарифообразования. Не может "УЗ" сама себе говорить, какие у нее должны быть тарифы.
Новые законопроекты
– Новый закон о железнодорожном транспорте одобрен Кабмином, подписан Премьером, ушел в Верховную Раду. Закон о НКРТ одобрен Кабмином, он сейчас проходит небольшие доработки в Минюсте, будет подписан Премьером и пойдет в Верховную Раду
Разочарование в политике
– Да, в политике я разочаровался. В бюрократии - нет! В том, что можно поменять систему – можно! Но для этого нужно дать какие-то инструменты.