Инициатором законопроекта был глава СНБО Александр Турчинов вместе с Администрацией Президента. Концепция деоккупации Донбасса появилась еще в июне. Когда финальную версию документа согласовали, в понедельник, 18 декабря, депутат от БПП Ирина Геращенко, которая в минской подгруппе занимается обменом пленными, заявила, что признание России оккупантом может сорвать заключительную стадию обмена заложниками.
Президентская фракция добилась откладывания реинтеграции до 16 января. Возмущенные депутаты "Народного фронта решили уступили коллегам по коалиции, хотя были решительно настроены проголосовать документ в этот четверг. Фронтовики не верят союзникам и считают, что оттягивание даты связано не с заложниками, а с прихотями президента. Несмотря на это, никто не готов отвечать за срыв обмена и не хочет оказаться крайним.
Президент
Кроме обмена заложниками в БПП называют и другую причину откладывания реинтеграции и признания Россию агрессором, но не так громко об этом говорят, как о заложниках.
Европейцы ждут внесении изменений в закон №7164 "Об особом статусе Донбасса" и движения в сторону амнистии боевиков. Это второй закон по реинтеграции Донбасса, который Верховная Рада уже проголосовала. В Администрации Президента, в свою очередь, ждут от ЕС продления антироссийских санкций.
Это элемент игры с нашими партнерами. Мы говорим, что сделаем свою часть работы, но вы продолжите санкции. Сейчас увеличилось лобби западных компаний, которые страдают от российских санкций. А о признании России агрессором рассмотрим в январе,
– объясняет депутат от БПП Владимир Арьев.
Перенос голосования на январь из-за обмена заложников и продления санкций подтвердил также глава фракции Артур Герасимов. Некоторые депутаты от БПП, в частности представитель президента Украины, Ирина Луценко, все же не называла причину, озвученную Арьевым, и намекала на партнеров из "Народного фронта".
Ирина Геращенко призвала проголосовать законопроект о "реинтеграции Донбасса" в январе. Фото: Ирина Геращенко
Этот законопроект уже несколько раз переносился, тогда никаких причин не объявляли. Так, спикер Андрей Парубий заявлял в начале декабря: "У нас огромное количество предложений. Хочу напомнить – это закон о деоккупации, который имеет более 600 правок и комитет по нему принял решение. Он у нас на повестке дня". Но голосование уже точно должно было произойти 22 декабря.
Депутат от БПП, который только со слов своих коллег посвящен в детали работы над этим законопроектом, рассказал, что его однопартийцам не понравилось, что якобы "Народный фронт" переписал весь законопроект под себя. Похоже отреагировала Ирина Луценко. Мол, депутаты своими многочисленными поправками исказили видение Президента относительно решения конфликта на Донбассе.
Читайте также: Почему в Раде откладывают реинтеграцию Донбасса: объяснения депутата
Фронтовики
Один из авторов законопроекта, депутат из фракции "Народного фронта" Дмитрий Тымчук, видит в обвинении БПП политические игрища и отвергает обвинения коллег по коалиции.
По его словам, все правки рассматривали в рабочей подгруппе комитета нацбезопасности под председательством депутата от БПП Ивана Винника. Поэтому коллегам нечего роптать на финальную версию законопроекта.
Стоит отметить, что после проработки поправок в комитете, законопроект ко второму чтению не публиковался больше недели.
Дмитрий Тымчук считает, что финальная версия закона о реинтеграции является общей ответственностью коалиции. Фото: Апостоф
Депутатам БПП, которые лишь краем уха слышали о законопроекте, не нравится, что он является чисто декларативным и что в нем нет инструментов, которыми будет осуществляться возврат территорий.
Вы что хотите, чтобы мы в законе описали военную операцию? И написали все, что мы будем делать, если Путин покинет Донбасс?
– возмущается Тымчук.
В то же время, фронтовики соглашаются, что закон декларативный. Они считают, что признание России агрессором на законодательном уровне позволит Украине выйти на другой уровень в международных судах.
Тымчук соглашается, что единственный аргумент со стороны коллег, в который хочется верить – голосование может сорвать обмен заложниками. Его однопартиец Юрий Береза наоборот смеется с таких аргументов. Он считает, что Россия найдет, как сорвать обмен пленными и без голосования о признании ее агрессором.
Несмотря на якобы логичное объяснение, почему следует отложить до января, руководство "Народного фронта" с большим недоверием относится к смене настроений в президентской фракции.
Хватит играть в политику! Надо уже голосовать. Если в четверг не будет, то никакого голосования в Верховной раде с участием "Народного фронта" не увидите,
– говорит разъяренный фронтовик в конце дня во вторник.
Позиция фронтовиков понятна, именно их сила больше всего потеряет в репутации от отсрочки, потому что последние несколько месяцев подряд партия заявляла, что будет добиваться признания России агрессором.
Читайте также: Откладывание реинтеграции Донбасса связано с шантажом России, – Сюмар
Давайте, мы достойно пройдем этот этап. И я бы просила коллег из "Народного фронта", чтобы мы приняли этот важный закон до конца этой сессии, которая продлится до января,
– заявила в среду Ирина Геращенко.
Лидер "Народного фронта" в парламенте Максим Бурбак, который еще вчера заявлял о решимости отстаивать внесение реинтеграции в повестку дня на четверг, в среду смиренно ответил Геращенко, что они готовы голосовать за этот проект.
Изменения ко второму чтению
Еще один представитель "Народного фронта", Сергей Пашинский, рассказал, что в законопроекте остается формулировка АТО, однако появляется порядок его прекращения. Напомним, в первой концепции этого закона Турчинов предлагал отказаться от режима АТО.
По мнению авторов законопроекта, документ имеет важную правовую миссию по узакониванию использования Вооруженных сил Украины в мирное время. Хотя в соответствующем законе есть изменения с прошлого года, которые позволят в режиме АТО использовать военные формирования. Ко второму чтению законодатели расширили это понятие и, кроме ВСУ, теперь в режиме АТО можно применять всех силовиков.
После оставления российскими войсками оккупированных районов Донетчины, в определенной местности президент своим актом образует военные администрации, которые прекращают полномочия местных советов. Отдельно может вводиться на этих территориях военное положение.