Об этом сообщает издание "Факты" 8 сентября в статье "Индустриальными парками Алексей Чернышев возвращает "азаровщину": мнение экспертов".

Преимущества таких индустриальных парков, "как обычно", будут у "избранных" предпринимателей из известных промышленных групп, предполагает автор статьи Светлана Симоненко.

Она напомнила, что Верховная Рада поддержала во втором чтении законопроект об индустриальных парках, который предусматривает внедрение ряда стимулов для привлечения инвестиций.

Не исключено, что министр развития общин и территорий Алексей Чернышев взял на вооружение опыт 20-летней давности и решил создать в Украине целый ряд внутренних офшорных зон под видом индустриальных парков – специальных территорий с льготным режимом налогообложения и приподнятой за счет налогоплательщиков инфраструктурой и системой коммуникаций,
– говорится в статье.

Автор считает, что идею Чернышев планирует реализовать с помощью народных депутатов, которые внесли в парламент ряд законопроектов на эту тему.

"Например, принятый накануне парламентом законопроект №4416-1 предусматривает, что на территории ИП будут заниматься перерабатывающей промышленностью, переработкой отходов (кроме погребения), научно-технической деятельностью и сферой информации/телекоммуникаций, запрещено будет производить подакцизную продукцию (кроме автомобилей и других транспортных средств), заниматься игорным бизнесом. Проект закона предусматривает минимум 2 млрд грн бюджетных средств на развитие индустриальных парков ежегодно – с 2022-го по 2025 год. Управляющим компаниям и инициаторам создания парка предложат частичные компенсации расходов на подключение и присоединение к электросетям, процентные платежи по кредитам", – отмечает журналистка.

Законопроект №5688 предусматривает освобождение от НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины нового оборудования для собственного использования в индустриальных парках, а также освобождение на 10 лет участников парков от налога на прибыль и предоставление органам местной власти права устанавливать льготные ставки налогообложения недвижимости и платы за землю.

"По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Егора Кияна, такие льготы несут существенный риск, так как нечестный бизнес с целью минимизации налогов будет размещать свои офисы на территориях ИП. Фактически по этому документу, за который ратует и Чернышев, индустриальный парк превращается в некое подобие СЭЗ – свободной экономической зоны, которые в стране создавали с середины 90-х (первыми были СЭЗ на Донбассе). В таких зонах тоже, вероятно, работали инвесторы, вкладывая в новые заводы миллиарды, а взамен якобы получая развитую инфраструктуру, быстрое оформление документов, подключение к сетям. Но главное – инвесторам льготных зон предлагались специальные налоговые условия, отличные от тех, что существовали для других компаний – вне зоны", – подчеркивает автор.

Она приводит мнение Владимира Анткива из Львовского регуляторного хаба: "Уполномоченный государственный орган может решать по своему усмотрению, какие компенсации и кому предлагать, и закон это никак не контролирует".

Льготы в индустриальных парках могут негативно повлиять на конкуренцию внутри страны и на возможности экспорта, отмечают в статье, поскольку компании, которым предоставили особые условия, начнут быстро завоевывать рынок, а те, кому "не повезло" оказаться в индустриальном парке, станут банкротами и аутсайдерами.

Создание налоговых льгот может нарушать конкуренцию в экономике Украины. Например, один производитель оборудования работает не в индустриальном парке 30 лет без налоговых льгот. Появляется новая компания в индустриальном парке и получает преимущество, в результате которого может вытеснить компанию, которая зарекомендовала себя на рынке,
– рассказал директор аналитического центра GMK Center Станислав Зинченко.

Льготы для инвесторов, прописанные в законопроектах, могут вылиться в потери для бюджета в миллиарды гривен, пишет издание. Автор предполагает, что лоббировать принятие этих документов могут приближенные к министру люди.

"Эксперты VoxUkraine напоминают: предлагаемые сейчас в Украине индустриальные парки имеют хороший вид только в теории (но не всегда), а на практике почти всегда (и всегда в странах со слабыми институтами) приводят к потерям бюджета и искажению экономических стимулов. По их мнению, введение льгот внутри страны часто приводит к перераспределению имеющихся активов, а не к созданию новых; льготы для отдельных предприятий или отраслей всегда означают большое налоговое бремя для остальной экономики, а неравные правила игры всегда создают возможности для коррупции", – подчеркивает Симоненко.

Она напомнила, что международные партнеры Украины, в частности МВФ, неоднократно выступали против особых условий для бизнеса.

"Теперь же под эгидой привлечения инвестиций через индустриальные парки с подачи министра Алексея Чернышева Украине грозит очередной конфликт с международным сообществом, с кредиторами и, конечно, с МВФ. Ведь в декабре завершается программа Украины и МВФ stand-by, в рамках которой страна в 2020 году получила единственный транш. Новая программа будет подписана только тогда, когда представители Фонда, которые планируют посетить Украину в сентябре, убедятся, что страна не свернула с пути реформ и не начала двигаться и откатываться в сторону "азаровщины". Однако инициативы министра Алексея Чернышева с индустриальными парками могут вызвать у них вопросы, а в дальнейшем – отрицательно отразиться и на внутреннем инвестклимате и на будущих поступлениях в госбюджет, и на имидже Украины", – резюмирует автор статьи.