Об этом говорится в заключении экспертов Центра информации о правах человека, которые сделали подробный анализ законопроекта.

Читайте также: Реформа регистрации места проживания: что предлагает новый законопроект

Согласно анализу, несмотря на заявления Офиса реформы о том, что упомянутый законопроект упрощает механизм регистрации места проживания и делает регистрацию декларативной, он предполагает запутанную процедуру регистрации места проживания, репрессивный механизм контроля за гражданами и необоснованные штрафы для тех, кто временно не будет иметь регистрации.

В частности, в случае принятия закона любое должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, директор школы, в которую хочет поступить ребенок, может инициировать проведение проверки факта проживания лиц в месте, где они зарегистрировались.

Граждане, в свою очередь, будут обязаны допускать в свое жилище должностных лиц для поиска "доказательств факта их проживания по месту регистрации" и позволять проводить для этого видеосъемку.

Для получения упомянутых доказательств в жилье могут проверять личные вещи, предметы гигиены, спальное место, постельное белье, предметы домашнего обихода, детские игрушки и учебники, вещи для осуществления профессиональных занятий, проведения досуга и отдыха.

Читайте также: Как будут проверять место жительства в соответствии с новым законопроектом

Также для получения доказательств проживания граждан по месту регистрации можно будет опрашивать соседей, собственников жилья и исполнителей услуг по управлению домом.

При этом проект не определяет никаких требований к заявлениям лиц, которые будут инициировать начало проверки факта проживания лица. Также не установлена возможность для граждан обжаловать инициирование такой проверки.

В любом демократическом государстве доступ к жилью приемлем только по решению суда. В Украине так же. Согласно принципу проверок, который заложен в документе сейчас, действует презумпция виновности. Когда человек обязан привести доказательства своего проживания и вынужден приглашать чиновников осматривать его дом и делать там видеозапись. Сама собой такая процедура уже является унижением человеческого достоинства,
– отметила координатор проектов Центра информации о правах человека Людмила Янкина.

Она добавляет, что заложенный в законопроекте принцип проверок является чрезмерным вмешательством государства в частную и семейную жизнь. Такое вмешательство является непропорциональным и будет нарушать статью 8 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Кроме того, такие проверки несут серьезные коррупционные риски и делают человека беззащитным против государства.

Также, согласно выводам экспертов, проект вводит непропорциональную и чрезмерную систему штрафов.

Читайте также: В Украине могут отменить штамп о прописке в паспорте

Так, за проживание без регистрации граждане должны будут платить от 340 до 850 грн или даже до 1700 грн в случае повторного наложения штрафа в течение года.

В то же время на сегодня согласно закону "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания", если человек в 30-дневный срок после снятия регистрации не зарегистрировался в другом месте, то он получает предупреждение. А в случае если человек второй раз за год не имел регистрации места жительства дольше чем 30 дней, хотя ему уже выносили предупреждение в этом году, то он должен уплатить штраф на сумму от 17 до 51 грн.

При этом, как отмечают эксперты, человек, который живет без регистрации, уже ограничен в возможности пользования публичными услугами, принятия участия в выборах и других возможностях, которые дает регистрация с действующими законодательными актами.

Кроме того, законопроект содержит нормы, которые противоречат друг другу, нормы в которых заложены риски нарушения прав ребенка, в том числе имущественные.

Также законопроект вводит специальную процедуру для регистрации отдельных групп лиц, что является дискриминацией.

Людмила Янкина заключает, что законопроект не является реформой по сути, поскольку не соответствует демократическим ценностям и целям. Также законопроект не соответствует принципам декларативности.

Она обращает внимание на то, что Минэкономразвития, под эгидой которого был разработан законопроект, с одной стороны, отграничилось от этой инициативы, назвав ее наработкой отдельной экспертной группы, которую возглавляет Офис реформы административных услуг, и не являющейся правительственной. А с другой стороны – становится адвокатом этого законопроекта, высказывая ложные утверждения относительно того, что проект закона как бы упростит взаимодействие граждан с органами государственной власти.

На этом этапе важной и необходимой является четкая публичная позиция министерства не относительно инициативы, а относительно конкретного текста, подготовленного Офисом реформ административных услуг,
– подчеркнула Янкина.

Так как, по ее мнению, ни органы регистрации, ни Государственная миграционная служба, ни Министерство внутренних дел Украины не пойдут на осуществление тех антиконституционных проверок, которые заложены в законопроекте.

Полный анализ законопроекта можно посмотреть по ссылке.