История Иисуса, который принес новый закон, но был предан и несправедливо распят, всегда будет волновать людей - как верующих, так и атеистов.

А его чудесное воскресение, которое мы празднуем, показывает, что истинная вера способна преодолеть даже смерть.

1. "Иисус из Назарета"(1977)

Итальянский кинорежиссер Франко Дзеффирелли известен еще и постановками знаменитых опер. Лента "Иисус из Назарета" производит неизгладимое впечатление почти оперной грандиозностью постановки, количеством задействованных звезд и напряженностью эмоций. В этой четырехсерийной картине собрались знаменитые актеры семидесятых годов: Роберт Павел, Питер Устинов, Оливия Хассе, Энн Бэнкрофт, Джеймс Мэйсон, Лоуренс Оливье, Род Стайгер, Клаудиа Кардинале и другие.

Дзеффирелли почти дословно пересказывает Евангелие, и не выходит за пределы традиционного для католицизма образа Иисуса. Впрочем, он позволяет себе несколько свободнее трактовать мотивы апостолов, заставляя их постоянно колебаться в правильности выбранного ими пути.

2. "Иисус из Монреаля " (1989)

В картине "Иисус из Монреаля " канадского режиссера Дэнни Аркана говорится о молодом актере Даниэля Коломба, который по заказу католического священника должен поставить мистерию о жизни Иисуса. Работая над пьесой, Даниэль сталкивается с различными взглядами на личность Христа - от научных, до апокрифических - и строит свой ​​спектакль как диалог между разными традициями и культурами.

Он собирает театральную труппу из нескольких малоизвестных актеров, которые становятся последователями его творческого метода. Мистерия имеет бешеный успех, однако заказчик не удовлетворен результатом, ведь действо противоречит догматам католической церкви. Он сообщает о "неканоническом" спектакль своему начальству, которое требует отменить спектакли. И Даниэль приказывает своим последователям сыграть мистерию без согласия церковников. Картина изображает жизнь современного Христа, со всеми необходимыми для этого атрибутами: новым революционным учением, последователями, своеобразным изгнанием торговцев из храма, предательством, самым настоящим распятием и символическим воскресением.
В этой ленте польский режиссер Анджей Вайда переносит на экран главы из булгаковского "Мастера и Маргариты", посвященные Иешуа Га-Ноцри, сосредотачиваясь на его разговоре с Понтием Пилатом. Он пытался передать одиночество этих двух людей, которых судьба неожиданно свела вместе. Иешуа оставался один и при жизни, и в момент смерти. А Пилат был вынужден казнить человека, с которым он впервые захотел разделить свою жизнь. В основном следуя сюжетной канве романа, Вайда снял свой фильм в вполне современных декорациях, наполнив их недвусмысленными аллегориями.

Во введении к картине Вайда играет роль журналиста и берет "интервью" у барана, который заманивает овец на бойню. Осовремененны и некоторые сцены из Евангелия. Скажем Иуда - красавец-брюнет в белом костюме - звонит священникам, чтобы выдать Иешуа, и получает свои тридцать сребреников прямо из телефонной трубки, суд над Га-Ноцри, равно как и распятие, происходит под бдительным оком туристов. А сама Голгофа находится возле автомобильной трассы.

4. "Страсти Христовы " (2004)

Лента американца Мела Гибсона вызвала настоящий скандал в 2004 году. Фильм посвящен последним двенадцати часам, которые предшествовали распятию Иисуса Христа, и полон откровенных сцен пыток. Гибсон пытался создать не простую иллюстрацию новозаветных событий, но детальную реконструкцию того, "как было в действительности", поэтому снял свою картину на арамейском, латинском и еврейском языках, которыми говорили современники Христа.

Однако иерусалимское простонародье, которое осудило Иисуса изображено настолько отталкивающим, что Мела Гибсона неоднократно обвиняли в антисемитизме. Впрочем, Папа римский Иоанн Павел Второй благословил картину, и заметил, что она поможет распространению христианства в мире. Однако некоторые католики были убеждены, что лента искажает церковное учение, ведь базируется не на Евангелии, а на экстатических текстах религиозных мистиков.

5. "Последнее искушение Христа" (1988)

Лента "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе - это экранизация одноименного романа Никоса Казандзакиса, который был издан в 1955 году и вызвал немало споров сразу после публикации. Интересно, что в создании картины принимали участие представители различных конфессий: Казандзакис является православным греком, Скорсезе - католиком, а сценарист Пол Шредер - кальвинистом.

Иисус предстает простым плотником, изготавливающим кресты для распятия, страдает от внезапных приступов боли и слышит голоса с неба. Он считает, что Бог преследует его и уходит в пустыню, чтобы разобраться в себе. И он совсем не чувствует себя Мессией, более того, Иисус - трус, который одновременно и ненавидит людей, и жалеет их. Его учение разрывается между проповедью любви и призывами взяться за топор, и Иисус и сам точно не знает, что правильно, а что ошибочно. Он считает, что Господь хочет от него жертвы, поэтому посылает своего друга Иуду предать его. Однако в какой-то момент Иисус начинает сомневаться, именно этого ли хочет от него Бог.

6. "Евангелие от Матфея" (1964)

Пьер Паоло Пазолини вырос в религиозной семье, однако был известен как радикальный марксист и атеист. Впрочем, он пытался соединить народную веру с марксизмом, поскольку видел в религиозности простонародья альтернативу великолепию и лицемерию католических иерархов. Пазолини неоднократно обращался к религиозным сюжетам, впервые переосмыслив Страсти Христовы в киноновелле "Овечий сыр" (1962). Вообще, Христос был для него особенным персонажем, ближе к его любимым люмпенам, чем к буржуазии.

Его Иисус - прекрасный юноша, окруженный бедными и нуждающимися. Но в фильме нет пафоса и величия - Мессия живет и умирает скромно, как человек, а не как Бог. И даже явление воскресшего Христа Марте и Марии, больше напоминает случайную встречу на сельской дороге, чем величайшее чудо, которое случалось на Земле.

7. "Млечный путь" (1969)

В ленте "Млечный путь"режиссер Луис Бунюель не только продолжил свои насмешки над догматиками, но еще и собрал великолепную коллекцию различных ересей, которые когда-то конкурировали с католицизмом. Картина рассказывает о двух современных паломниках, отправившихся старинным "путем Якова" в Сантьяго де Компостелла, где хранились мощи святого Иакова. По дороге они встречают причудливых персонажей - от монашек, которые распинают одну из сестер на кресте, до еретиков, которые устраивают священные оргии в лесу.

Как и многие ленты Бунюэля, "Млечный путь" снят как набор разрозненных эпизодов, едва соединенных между собой. Снимая ленту, режиссер опирался на исторические документы и изображал подлинных исторических персонажей. В своих мемуарах Бунюэль писал, что имел целью не только собрать воедино самые знаменитые ереси, но и продемонстрировать насколько самонадеянными бывают люди, если дело касается "правильной " веры. Единственный, кто сомневается в своей миссии - это Иисус, который предстает в картине обычным стеснительным молодым человеком. Он даже пытается сбрить бороду, но его вовремя останавливают мудрые слова Девы Марии.

8. "Иисус Христос суперзвезда"(1973)

В 1970 году в Питтсбурге состоялась премьера рок-оперы "Иисус Христос суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера, и за три года американский режиссер Норман Джуисон перенес ее на киноэкран. Появление этой оперы, а впоследствии и фильма стало настоящим событием в музыкальном мире, ведь едва ли не впервые рок ​​музыка возникла фоном для священных преданий, а Иисус Христос превратился в деятеля поп-культуры.

Джуисон снял свой ​​фильм в форме спектакля, его ставит труппа бродячих актеров в израильской пустыне. При увертюре артисты разбирают реквизит, и камера фиксирует переговаривание, дружеские похлопывания по плечу и улыбки тех, кто на протяжении фильма будет злейшими врагами. Лента завораживает своей искренностью и простотой : декорации схематичны, хореография неприхотлива, даже костюмы большинства персонажей вполне современные, так же, как и коллизии. Иуда говорит об Иисусе, как о популярной рок-звезде, а тридцать сребреников называют "благотворительным взносом". Сам Христос, как эстрадная знаменитость, сначала наслаждается любовью толпы, а затем становится его жертвой.

9. "Джоан Луй"(1985)

В ленте "Джоан Луй" Адриано Челентано выступил как режиссер, сценарист и актер. Этот фильм стал идеологическим манифестом артиста, а основные их постулаты пытается донести до публики сам Иисус Христос (в его роли снялся Челентано).

Иисус в этом фильме предстает рок-музыкантом, который пришел на землю накануне Апокалипсиса. Сначала его принимают за сумасшедшего, но потом он становится суперзвездой, уполномоченым прерывать телепрограммы с собственными выступлениями, когда ему заблагорассудится. Он критикует СМИ, корпорации, политические партии и самих людей, которые позволили превратить себя в скот. Новый Христос - Джоан Луй - проповедует любовь и заповедь "не убивай ", но заканчивается его проповедь ужасным концом света.

10. "Жизнь Брайана"(1979)

Одна из известнейших картин британской комической группы "Монти Пайтон", снятая режиссером Терри Джонсом. Блестящие и иронические диалоги "Жизни Брайана" превращают классический евангельский сюжет в сатирический показ современного общества, и здесь высмеиваются революционеры, религиозные фанатики, падкая на кровавые зрелища толпа, а также слабая власть.

Лента быстро разлетается на цитаты, самая знаменитая из которых, пожалуй: "Да что дали нам римляне кроме дорог, водопровода, медицины, вина и акведуков? И хотя Иисус Христос в фильме практически не появляется, немало религиозных конфессий признали ее богохульством и требовали запретить показ. Наконец, "Жизнь Брайана" часто (и не зря) называют "лучшей комедией всех времен ".