Сергей Якутович давно вышел за пределы такого понятия, как художник. Он - феноменальный, он такой один, - говорит галерист Павел Гудимов.

Детство Якутовича прошло в отцовской мастерской. Там, среди лоскутков маминых живописных работ, папиных гравюр и многочисленных книг - и начал складываться его уникальный авторский стиль. С 14 лет юноша профессионально занимается искусством.

"Я вырос в такой среде, что просто есть искусство, но оно было вне среды. Когда ты приезжал на запад, там все говорили - "Что с тобой делать? В каком контексте тебя воспринимать? Если тебя воспринимать как приезжего из тогдашнего Советского Союза - ты не привычный для нас диссидент "", - рассказывает художник Сергей Якутович

С 1976 года художник активно сотрудничает с издательствами Украины и России. Ко времени Независимости он иллюстрирует чуть ли не всю классику мировой и отечественной литературы: произведения Пушкина, Толстого, Дюма, Гончара, Гоголя, рисует картины французского эпоса "Тристан и Изольда", оформляет книги Лины Костенко. В общем - почти две сотни изданий.

Работа художника не остается незамеченным. В начале карьеры Якутович становится самым молодым заслуженным художником Советского Союза, обладателем большого количества наград на родине и за рубежом. Правда, все они, по словам самого художника, - просто данность. Будто подтверждением его словам становится маленький медвежонок с кухонного стола - с орденом семьи Мазепы на плюшевых груди.

"Я никуда не лезу. Все эти, даже погоны, я просто брал их, потому что просто пришло время ", - говорит художник Сергей Якутович.

Автор выпускает уникальную графическую серию из портретов всех украинских гетьманов. Каждый из них - не просто страница из учебника по истории, а - живой человек.

Ищет себя Якутович и в кино. Становится главным художником фильмов "Молитва за гетмана Мазепу" Юрия Ильенко, телефильмами "Еще как мы были казаками", "Потерянный рай". А в 2005 приобщается к масштабному проекту - фильму Владимира Бортко "Тарас Бульба". Якутович рисует более 2,5 тысячи эскизов и почти все они входят в фильм.

"Я построил 480 метров декораций, но сказали -" слишком красиво! ". Там есть маленькая часть. Вот, например, в фильме, хутор Тараса - один к одному. Так, как нарисовано, - так и построили ", - рассказал художник Сергей Якутович.

Я еще такого художника не видела. Художника по-костюмам, который рисует не только костюм для образа, а он прорисовывает фигуру, типаж, героя, таким, какой он есть на самом деле, и он его надевает, - говорит руководитель театра Ирина Ступка.

После премьеры критики отмечают - фильм стоит смотреть, правда, только из-за работы художников и игры Богдана Ступки. Последний играет в творчестве художника значительную роль - вдохновляет. К 70-летнему юбилею актера тот выпускает серию графических работ, в каждой из которых - не просто Ступка в роли, а его многогранная структура.

"Неповторимо, я не знаю, кто еще так делает? Это все правда. И сам Якутович - это такой человек, как небожитель. И такие его работы ", - сказал актер Евгений Нищук

В 2009 решается Сергей Якутович и на смелый арт-проект. Истины касательно бессмертных образов из книг Гоголя воспроизводит в инсталляциях из пластиковых скульптур, видео и музыки. Проект при поддержке ЮНЕСКО показывают в Париже, Львове, Москве и Киеве.

Красной нитью в творчестве Якутовича становится и тема женщины. Различна в картинах - целомудренная или откровенная, в жизни художника она одна - жена Ольга.

"Мы взрослели рядом, становились художниками рядом, строили семью, все время рядом. В жизни я жил сначала для отца, а потом я жил для нее. 4 года - что я там придумывал, какие-то проекты и т.п., но прийти в себя не могу. И, наверное, никогда не приду в себя ", - говорит художник.

Смерть жены делает из Якутовича еще и философа-одиночку. Он - вне медийного пространства. В тишине, среди многочисленных книг, открывает для себя слово.

"Раньше, когда я читал книги, я понимал, что надо все это проиллюстрировать, у меня все время картинки-картинки. А теперь открывается слово - бесконечное, со своим звучанием ", - рассказывает Сергей Якутович.

Иллюстрации из-под пальцев художника выходят за пределы человеческого воображения, небольшой лист живет собственной жизнью. Правда, после серьезных проблем со здоровьем ювелирно сплетать образы на бумаге Якутовичу все труднее.

Впрочем, полон идей, он не покладает рук - планирует взяться за иллюстрации к произведениям Лермонтова, преподает в университете и работает над фильмом "Поводырь" Олеся Санина. Шутит, что в худшем случае у него все получится, и до сих пор втайне мечтает о собственном кино.