Жил в Германии один очень умный профессор, которого звали Виктор Клемперер. Не так давно жил – в первой половине XX века. Штудировал романскую и германскую филологию, в университете преподавал, книги писал, журналистом работал... Но что для нас сегодня важно – изучал специфику языка нацистской Германии. В итоге, стал автором очень качественного анализа официального и бытового языка немцев, риторики и интонаций СМИ и того, как те или иные слова и смыслы влияют на формирование идеологии.

Это вместо предисловия. Теперь – по сути.

Дискуссия на тему "Искусство вне политики" бесконечна, многогранна и бессмысленна. Можно долго спорить о том, что певец просто поет, несет искусство в массы и не занимается пропагандой.

Можно раскрутить очень заурядную песню со среднестатистическим исполнением. Для этого достаточно придумать ей качественную историю. Потому что заурядных песенок – их в мире много, все переслушать не хватит ни времени, ни нервов. А вот если ее поет девушка, которой хватило внутренней силы, чтобы переступить через жизненные обстоятельства и добиться успеха, которая всю свою жизнь целенаправленно шла к мечте выступить на Евровидении – это уже совсем другое дело. Песня с такой историей станет если не хитом, то хотя бы узнаваемым произведением. Особенно, если правильно подготовить информационное пространство.

Можно публично переживать за девушку, что ее – мужественную умницу и красавицу – обидят в Украине. Можно недоумевать, почему к ней – талантливой певице – возникли вопросы из-за выступлений в аннексированном Крыму. Можно рассказывать, что все люди братья и на песенном конкурсе люди выступают с песнями, а не с политическими заявлениями.

Все это – бантики, украшающие и смягчающие общую риторику России.

Пусть кто-то намеренно стремится скрыть то, что он бессознательно носит в себе, — язык выдаст все; высказывания человека могут быть лживыми, но его суть в непрекрытом виде явлена в стиле его речи. Это сказал Виктор Клемперер. Тот, который изучал язык Третьего рейха и с которого мы начали. Язык российских СМИ, весь его стиль – это не о культуре. Это – именно о политике. Политике воинственной, призванной укрепить всех в мысли, что героическое и великое российское государство задыхается в кругу злых и беспринципных врагов.

Поэтому – фраза "Девушка проходила глубоко законспирированную подготовку к поездке в Киев, как разведчица из популярного телесериала – для заброски на вражескую территорию, аж с осени, и об этом не знало, похоже, даже ЦРУ" в подводке к интервью Самойловой. Поэтому – вывод, что "Отправить на "Евровидение" артиста с ограниченными возможностями мы решили именно сейчас, в 2017 году, когда он может послужить живым щитом в ситуации сложных отношений с Украиной". Поэтому – громогласные опасения, что хрупкой и уязвимой певице навредят в Киеве. Поэтому – заявления о том, что если бы Россия отказалась от конкурса, то это расценили бы как слабость. Поэтому – заявления, что Евровидение политизировано и настроено против России...

Все это – штрихи общей картины российского информационного пространства, работающего против Украины и скрывающего свою враждебность под мыслью "мы же братья". Язык не врет. А язык российских СМИ – это откровенный язык войны.

Читайте также: Кроме как выехать на сцену в инвалидной коляске, Россия никак не может понравиться европейцам