Скандал со Шполянским заводом
В марте этого года мы рассказывали о Шполянском заводе запасных частей. Он прославился на всю Украину тем, что уже во время проведения АТО делал и поставлял в Россию детали двойного назначения. Те же, которые враг использует на зенитно-ракетных комплексах "Бук".
После огласки в СМИ и вмешательства СБУ предприятие почти полностью прекратило производство. Но на этом история не закончилась.
Волонтеры попытались отремонтировать на заводе БТР
2 мая волонтеры вместе с местными активистами подогнали к Шполянскому заводу сломанный БТР. Рассказывают — все детали для ремонта нашли. Нашли и тех, кто бесплатно это сделает. Однако руководство завода отказалось ремонтировать БТР для украинских военных.
Руководство завода сказало, что никакой военной техники ремонтировать не будет,
— рассказывают волонтеры Александр Бондаренко и Игорь Педоренко.
По словам волонтеров, БТР принадлежит девяносто второй бригаде. Если бы завод согласился помочь, активисты подогнали бы сюда еще с полсотни неисправных машин.
"Да, мы действительно дали волонтерам БТР на ремонт. Мы заключили с волонтерами договор. С высшим штабом имеем соответствующее разрешение", — отметил начальник штаба 92-й бригады Богдан с позывным "Риор".
Завод вернули Украине
Бывший гендиректор предприятия Михаил Шандрук, который и помог встретиться с волонтерами, говорит, что завод имеет все возможности ремонтировать военную технику. Для этого здесь даже есть специальный цех.
"Если бы завод взял заказ на ремонт БТРов, можно было бы обеспечить работой 300 работников", — говорит экс-гендиректор Шполянского завода запасных частей Михаил Шандрук.
Сейчас завод погряз в судебных тяжбах. 30 апреля суд вывел имущественный комплекс завода по незаконной собственности российской компании и передал его Украине. Впрочем, в законную силу решение до сих пор не вступило. Страдает предприятие из-за отсутствия заказов.
"Пока апелляционный суд не рассмотрит дело, решение первой инстанции не вступит в силу", — говорит юрист, представитель ООО "ШЗЗЧ-Метровагонмаш" Александра Журко.
Незаконные махинации руководства
А пока суды решают, что делать с заводом, руководство предприятия поймали на попытке вывезти оборудование под видом металлолома.
13 мая мы получили сигнал, что с завода вывозят какой-то груз. Решили проверить,
— сказал экс-заместитель руководителя планового экономического отдела ШЗЗЧ Вадим Андрущенко.
Как выяснилось, с завода пытались вывезти 8 тонн порезанных кран-балок. Надлежащих документов на этот груз у водителя не было. Не предоставило всех бумаг и руководство завода. Поэтому грузовик сначала отправили на штрафплощадку. Прошло 9 дней и лом вернули на территорию завода.
Судебные тяжбы
В еще одном судебном деле фигурируют бывшие работники завода, которые якобы пытаются вмешиваться в работу предприятия и мешают его деятельности. Люди говорят, что просто следят, чтобы завод банально не разворовали.
"Позывные требования заключаются в том, чтобы посторонние люди не мешали руководству пользоваться имуществом", — отметила Александра Журко.
На следующий день нам удалось встретиться с руководством завода. По словам действующего руководства, оборудование списано и не пригодно для работы.
В цехе для ремонта БТРов устроили склад зерна
Документы, или их копии, наша съемочная группа от господина Долгова так и не получила. Но каково было наше удивление, когда руководители завода открыли двери спеццехов. Внутри мы увидели только сгоревшую резину и остатки кукурузы.
Как можно хранить кукурузу в цехе, предназначенном для ремонта военной техники, рассказал экс-гендиректор завода Михаил Шандрук. Оказалось, именно при нем здесь обустроили зернохранилище.
Почему волонтерам отказали
А вот почему волонтерам отказали в ремонте БТРа, руководство объясняет просто. Ни одного документа на машину или хотя бы удостоверений волонтеры не предоставили. Еще один нюанс — Шполянский завод не имеет лицензии на детали для военной техники и не имеет права ремонтировать БТРы.
"Если бы у завода были разрешения, лицензия и отлаженный процесс, мы бы ремонтировали технику с АТО", — сказал и.о. директора Шполянского завода запасных частей Виктор Ворона.
Между бывшим и нынешним руководством завода конфликт в разгаре. Продолжаются суды. И больше всего страдают обычные работники. Завод не получает заказов, люди без работы и зарплаты. Сейчас в штате завода осталось только 14 человек: руководители, охрана и несколько мастеров, которые пошли служить в АТО.