Кстати, этот капитал ничем не хуже других капиталов… Только больше не интересно про него говорить. Потому что только и разговоров про инвестиции в человеческий капитал. А толку с него?

Поэтому, если уж употребили слово Капитал – значит, о Капитале и надо говорить. Причем по-деловому. Все-таки этот капитал больших денег стоит.

Вон футболисты уже по 100+ миллионов продаются, а Джокович с Надалем вообще заработали целый 1 миллиард долларов, кто не в курсе. Целые заводы в лице одной персоны.

Как человек капитализировать?

1. Слышали ли вы, чтобы где-то проводили у нас Образовательный Маркетинг? Ну, чтобы знать – чему детей учить, кем и как, чтобы повышать их человеческие капиталы?

2. Можно ли серьезно говорить о капитале, если нет способа его измерить? Например, курсом акций…

Скажем, если в экономике существует индекс Доу-Джонса, который рассчитывается по 30 рейтинговым компаниям, то почему нельзя рассмотреть 10-20 компетенций человека и вывести для него похожий индекс его личных акций?

3. Кто сколько стоит? Под кого дадут деньги? Кто сколько может освоить? Вот из этого и будет состоять размер человеческого капитала.

Например, китайцы в одной школе разрешили покупать оценки в банке. Если чего-то не знаешь, берешь хорошую оценку под залог, в кредит. А потом выучиваешь и гасишь там свой долг. И срабатывает, никто не злоупотребляет.

4. А как выглядит качество человеческого капитала. Умеем ли мы его определять? Нет. Можем ли мы заимствовать инструментарий из бизнеса? Можем. Это система качества ISO-9002. Идеально подходит для системы образования. Все ингредиенты присутствуют.

Выводы

  1. Мы до сих пор не знаем, сколько должно стоить хорошее образование (при этом я прекрасно понимаю, что дело не только в деньгах). То есть пока это инвестиции в никуда.
  2. Пока в систему образования не придут Большие Бренды (возможно, новые) – она будет плестись в хвосте мира.
  3. Говорят, что посчитать KPІ человеческого капитала в образовании сложно, из-за отдаленности результатов от периода инвестиций. Мол, вкладываешь сейчас, а результат лет через 10-15. Но теперь это уже легко.

Мечта

Как представлю себе эту картину: мальчугану 7 лет. И ему говорят: мы тебя готовим на программиста стоимостью 200 тыс долларов в год с 20 летнего возраста. А другого – на биолога 300 тысяч долларов. А третьего на энергетика 1 млн долларов в год. Старайтесь, ребята.

Это же будет совсем другая учеба! Даже если в ходе учебы все планы и предпочтения кардинально поменяются. Это и будет выращиванием человеческого капитала.

Да еще и с возвратом инвестиций!

Читайте также: Рейганомика = трампономика, или От любви до ненависти