Ровно два года назад Евромайдан подходил к самым страшным дням своего протеста: впереди были расстрелы и Небесная Сотня. Через несколько дней главная цель Революции Достоинства была достигнута — Янукович таки ушел. И даже не в отставку, а совсем из страны.
Весной же 2014 года представители ЕС и тогда еще новый премьер-министр Украины Арсений Яценюк выполнили то требование Евромайдана, что формально и привело к нему: Соглашение об ассоциации нашей страны с Европейским союзом было подписано.
Путь к Соглашению
После Оранжевой революции украинский политикум начал делать первые уверенные шаги к тесному сотрудничеству с Европейским союзом и даже интеграции. В Киеве заговорили о вступлении в Объединение, а Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС перестали рассматривать как полноценный документ. С 2007 года украинская сторона инициирует переговоры о разработке нового формата сотрудничества.
В 2008 году на саммите Украина — ЕС в Париже приняли компромиссное решение о начале тесного сотрудничества под названием "Соглашение об ассоциации", а в следующем — вступила в силу "Повестка дня ассоциации Украина — ЕС".
По иронии судьбы, ключевой период разработки документа и подготовки к его подписанию пришелся на правление пророссийского президента Януковича. Правда, тот сразу объявил, что перейдет "от евроромантизма, к еврореализму", что, по его мнению, означало более плодотворное сотрудничество с Брюсселем и четкий курс на интеграцию. В 2011 году в Киеве объявлено о завершении подготовки положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Все это время президент Янукович и премьер-министр Азаров демонстрировали уверенное намерение подписать документ, который сами и разрабатывали: подписание планировали на конец 2013 года. В том же году против Соглашения резко выступили в Москве: мол, это нарушит их экономические интересы. Украине предложили членство в Евразийском союзе...
На встрече ЕС в Вильнюсе Янукович так и не поставил автограф под договором об ассоциированном сотрудничестве Украины с ЕС.
В итоге документ был подписан через месяц после расстрелов на Майдане — 21 марта. Правда, не весь: часть VI о Зоне свободной торговли между Украиной и ЕС одобрили только в сентябре. Процесс затянулся из-за претензии России, которая заявляла о нарушении ее экономических интересов и "засильи европейских товаров", что может повлечь начало беспрепятственного товарооборота между Украиной и европейскими странами.
Выполнение требований документа
Соглашение об ассоциации предусматривает начало более тесного сотрудничества Киева и Брюсселя в вопросах безопасности, политики, правосудия, хозяйства и тому подобное. Это также пакет стандартов, которым Украина должна соответствовать, чтобы иметь возможность действовать в едином европейском политическом поле (это так называемые "Копенгагенские требования").
Договор о сотрудничестве вступит в силу после ратификации всеми странами ЕС, непосредственно ЕС и Евратома с одной стороны и Украины — с другой. Сейчас документ одобрен всеми странами Объединенной Европы, кроме Нидерландов: там проведут референдум по целесообразности ратификации Соглашения.
До тех пор Брюссель предусмотрел условие предварительного выполнения документа для Киева: Соглашение вступило во временной силу. Поэтому с 1 ноября 2014 года действие "политической части", а с 1 января 2016 года работает и раздел о Зоне свободной торговли.
Возможна ли ассоциация с ЕС без Нидерландов?
Многих сторонников ассоциации с ЕС в Украине изрядно смущает тот факт, что в Нидерландах усомнились в решении парламента о ратификации Соглашения о сотрудничестве с Киевом. Многие считают, что таким образом в Европе действует лобби Кремля, который имеет целью помешать европейским устремлениям Киева. О планах и механизмах влияния Москвы на европейцев достоверно известно мало, но можно сказать, что референдум о ратификации договора с Украиной в Нидерландах является просто случайностью. Даже больше: в случае отрицательного ответа голландцев, углубленное партнерство нашего государства с Объединенной Европой вряд ли пострадает.
Дело в том, что в Нидерландах с недавних пор действует норма о принятии важных внешнеполитических решений нацией, а не только парламентом. Ее приняли лишь летом прошлого года. И первым внешнеполитическим решением стала именно ратификация Соглашения с Украиной. Поэтому этот документ и станет первым, на котором проверят механизм "прямой демократии".
Единственным препятствием может быть тот факт, что, по предварительным опросам, большинство из тех, кто собирается голосовать, не поддерживает такого сотрудничества с Украиной. Но даже в случае отрицательного ответа Нидерландов, Соглашение об ассоциации Украины с ЕС вряд ли пострадает. Подобные прецеденты уже были в истории ЕС — в случае с Швейцарией. Очевидно тогда в Брюсселе просто придется "дописать" в документ положение о невыполнении его Нидерландами. Но большинство пунктов Соглашения относятся к "компетенции ЕС", который ратифицировал договор. Поэтому ассоциация будет работать при любых условиях.
Как работает Соглашение?
За полтора года действия Соглашения в Украине, в рамках его выполнения, было принято более 100 новых законов, которые их непосредственно требовал документ. Поэтому в 2015 году наши продукты попрощались с советскими "гостами", для предпринимателей отменили ряд лицензий и сократили сроки получения разрешений на ведение бизнес-деятельности, система государственных закупок перешла в электронный и прозрачный формат.
По условиям плана либерализации визового режима со странами ЕС приняты "антидискриминационные нормы" законодательства, создано Национальное антикоррупционное бюро и введены в обращение биометрические паспорта. Накануне начала действия Зоны свободной торговли с ЕС Верховная Рада Украины отменила ряд пошлин, внесла изменения в налоговый кодекс и изменила систему стандартизации и контроля за качеством украинских товаров.
Что стоит знать о биометрических паспортах: интересные факты
Если отслеживать процесс по плану имплементации Соглашения в Украине, то можно с патриотическим пылом утверждать, что нашей власти трудно вменять саботаж внедрения требований ЕС: почти все пункты, вынесенные на 2014-2015 годы выполнены. Впрочем, это лишь наблюдение. Оценка внедрения условий показывает несколько худшую картину.
Во-первых, до сих пор не ратифицирован Римский статут, что не дает Украине доступа к международному уголовному суду. Изменения в Трудовой кодекс (в частности, с требованиями либерализации визового режима) зависли в воздухе, не доведенные до окончательного принятия. В Украине не создано обещанной новой стратегии преодоления бедности. Во-вторых, стоит вспомнить с какими сложностями принимаются изменения. Изменения в регламент работы министерств и управления страной в целом вызвало немалое возмущение, а, например, "безвизовые законы" были приняты в последний момент лишь после давления общественности. Старая бюрократия сопротивляется изменениям.
Впрочем, и сам план имплементации Соглашения, принятый украинскими чиновниками, написан так, чтобы невозможно было вычислить степень реализации положений документа в тот или иной период: "провести мероприятия по", "обеспечить выполнение", "провести работу" — таковы формулировки задач в рамках внедрения.
В Брюсселе неоднозначно воспринимают темпы выполнения Украиной Соглашения: безвизовый режим уже скоро должен стать реальностью и само состояние выполнения Киевом обязательств не вызывает особых нареканий, но европейцев смущают коррупционные скандалы, которые все чаще случаются у их восточного партнера. Видимо, не стоит напоминать, что именно коррупция уничтожает механизм наиболее удачных реформ.
В Украине много кто отождествляет Соглашение об ассоциации с реальными реформами. Это делают и учитывая то, что протест, за которым последовали коренные изменения во всей стране, начался именно для подписания этого документа. Дескать, выполнение Соглашения сделает из Украины современную и успешную страну с эффективным управлением и высоким уровнем жизни.
Это неполное понимание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Прежде всего этот документ ставит целью доведение украинского законодательства до европейских норм и достижение Украиной принципов верховенства права и демократии" в реализации руководства страной. Соглашение затрагивает законодательную сферу, не говоря про реальные и конкретные политические, хозяйственные и гуманитарные проблемы Украины. Реальный план их преодоления выложен, скорее, в "Стратегии 2020" Президента Порошенко.
Что же тогда Соглашение об ассоциации Украины с ЕС? Желание украинской нации сделать свою страну действительно успешной в сотрудничестве со своими партнерами. Его выполнение ограничено четырьмя годами. В теории, после этого Украина будет соответствовать "Копенгагенским критериям", по которым наше государство могут признать достойным вступить в ЕС.
Но так же надо понимать, что выполнение Соглашения — не панацея. За выполнением его положений нужно также разрабатывать стратегическое видение развития своей страны, чтобы никогда больше не прийти к положению, которое вывело украинцев на Майдан осенью 2013.