Как менялась и приобретала популярность услуга MNP на протяжении почти 6 лет от запуска, как она работает сейчас и есть ли потенциал для ее дальнейшего роста? 24 Канал разбирался в этом вопросе.
Смотрите также Доступно и экономно: в lifecell подсказали, как выгодно пользоваться связью и интернетом
Что такое MNP
MNP, Mobile Number Portability, перенос мобильных номеров, – это услуга переноса мобильного номера абонента от одного оператора к другому. Фактически это свобода потребителей выбирать для себя лучшего среди них без потери привычного номера. Эта услуга дает возможность оставаться на связи с родными, друзьями и партнерами, меняя мобильного оператора быстро и без лишних хлопот.
Введенная в Украине в мае 2019 года, MNP стала движущей силой конкуренции. Она определенным образом стимулировала операторов улучшать свои тарифы, качество связи и уровень обслуживания, чтобы не терять абонентов. В то же время именно для тех пользователей, которые задумываются над возможностью перехода, начали выстраивать целые стратегии для привлечения.
Развитие MNP
В Украине возможность переносить номер к другому оператору появилась позже, чем во многих странах мира. Пользователи также постепенно осознавали свои преимущества от такого подхода. Динамика роста стала более заметной с 2022 года.
По данным НКЭК (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций), которые были обнародованы в отчете за 2024 год, в 2022 году количество пользователей, перенесших свои номера к другим операторам, равнялась 71,3 тысячи абонентов.
В 2023 году таких операций было уже 143,8 тысячи. А в 2024, если сравнивать с 2022 годом, желающих воспользоваться MNP было уже в пять раз больше – 340,6 тысячи абонентов. В 2025 году услуга продолжает набирать популярность: в январе – марте уже перенесли 246 132 номера – это в 4,7 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Отчет Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) / Инфографика, предоставлена 24 Каналу.
Отчет НКЕК за 2024 год / Инфографика, предоставленная 24 Каналу
Сформировался ли за это время спрос на MNP? Безусловно! В общем, с момента введения услуги в 2019 году и до сих пор 1 миллион украинцев уже воспользовались услугой. Более 70% из них перенесли номера в lifecell.
Это означает, что клиенты хотят от мобильной связи гибкости и свободы выбора поставщика услуг. Соответственно, сам сервис, который уже получил базу сторонников, должен работать так, чтобы обеспечивать надлежащее качество: быть максимально простым, быстрым и удобным, чтобы формировать положительный клиентский опыт.
Как меняют стратегии операторы
Мобильные операторы, вероятно, увидели в услуге MNP реальный инструмент, который может влиять на рост абонентской базы. Поэтому, они уделяют больше внимания и качеству своих услуг, и условиям их предоставления, то есть тарифным предложениям и разнообразным акциям для подключения абонентов, которые хотят перенести номер к другому оператору. Как правило, они выглядят достаточно привлекательно как по цене, так и по наполнению.
Например, Киевстар предлагает абонентам, которые переносят свои номера, тарифные планы стоимостью от 220 гривен (LOVE UA Магнит), Vodafone Украина – от 200 гривен (Vodafone Red Turbo, Vodafone Red Start), lifecell – от 190 гривен (Макси).
Когда пользователь выбирает оператора, на рынке растет конкуренция, и именно это является причиной стремлений телеком-компаний предоставлять лучший сервис и обеспечивать больше преимуществ для своих абонентов.
Что улучшилось для пользователей с прогрессом MNP
Важную роль в развитии и совершенствовании MNP играет НКЭК. В частности, регулятор системно устраняет лишние барьеры и внедряет современные решения, чтобы улучшать услугу, и сделать пользование MNP простым, быстрым и удобным для всех. Для этого уже реализовано несколько ключевых изменений:
- One Shop Process – возможность подать заявку на перенос номера непосредственно у нового оператора, без необходимости обращаться к старому. Это сделало процесс проще и быстрее.
- С 1 января 2025 года голосовое сообщение при звонке на перенесенный номер было заменено коротким звуковым сигналом – это сделало восприятие услуги более комфортным для пользователей. Также такое решение помогло не перегружать каждый звонок, который поступает на перенесенный номер.
Однако для настоящего прорыва нужны дальнейшие изменения, ведь некоторые из имеющихся ограничений пока усложняют опыт абонентов и сужают их возможности. Они могут влиять на решение воспользоваться услугой.
В частности, абоненты могут подавать заявки только в рабочие часы – с 8:30 до 17:30 (понедельник – четверг) и до 16:30 (в пятницу). В выходные услуга недоступна. Как следствие:
- процесс переноса номера часто растягивается на несколько дней, и абоненты, которые хотят сменить оператора в день окончания пакета услуг, вынуждены делать дополнительное пополнение, потому что не успевают перенести номер за 1 день;
- длительный процесс создает неудобства, особенно для пожилых людей, которіе живут удаленно от специализированных магазинов и не могут осуществить перенос самостоятельно, а нуждаются в помощи консультантов в магазине.
Так, по информации одного из операторов, 27% заявок, которые подали ему в 2024 году, не успели обработать вовремя, и часть из них вынужденно отменили из-за слишком длительного ожидания. Специалисты этого оператора в феврале 2025 года провели собственное исследование, целью которого было лучше понять ожидания абонентов.
Среди 847 опрошенных 87% высказывались в пользу сокращения времени в процедуре переноса номеров до 2 часов. А среди 4751 абонента значительная часть стремится к большему удобству: 89% хотели бы иметь возможность переносить номер в выходные, 74% – пользоваться услугой не только в рабочие часы, но и вне их, то есть до 09:00 или после 18:00.
Как сделать перенос номеров еще более удобным
Активность абонентов в течение 2024 года и в начале 2025 показала, что MNP имеет будущее на украинском рынке. Впрочем, каким оно будет, зависит от того, насколько удастся удовлетворить запрос потенциальных пользователей. Поэтому, чтобы оставлять эту услугу в зоне их внимания, стоит:
- сократить время переноса номера, например до 2 часов;
- ввести обработку заявок в вечерние часы;
- сделать перенос номера доступным в выходные.
Если такие изменения на фоне растущего спроса на услугу MNP внедрят в ближайшее время, то 2025 год может показать еще более впечатляющий результат по количеству абонентов, которые воспользуются переносом номера к другому оператору.