Первые требовали ее повышения, другие, кроме того, еще и погашения двухлетних долгов в пенсионный фонд. А еще из-за реорганизации транспортного предприятия люди боятся потерять свои рабочие места. Водитель с двадцатилетним стажем Константин Юсупов говорит, на забастовку людей толкает безысходность. Семью содержать не за что - денег троллейбусники не видели более двух месяцев. Однако потом все равно приходится возвращаться на работу.
"Вот у меня лично в семье жена работает на другой работе и у них зарплата выплачивается ежемесячно. У нас хоть как-то мы перекрываем что-то. А вот на предприятии есть семьи, где муж и жена работают у нас на предприятии. У них положение вообще отчаянное. Это хорошо если у кого-то есть родители в деревне, а так, конечно, это просто ужас", - говорит водитель троллейбуса Константин Юсупов.
Забастовка троллейбусников пока результата не дала. У мэра Харькова Геннадия Кернеса акцию вообще назвали незаметной. Зато пилоты заставили руководство авиакомпании пойти на финансовые уступки - не потому ли те, кому в небо не так разговорчивы.
"Бюджетники, наемные работники или предприниматели - украинцы не так уж часто защищают свои права с помощью протестов. Однако как только социальные проблемы выводят людей на улицы, народные акции сразу пытаются возглавить политики - в основном безуспешно", - говорит журналист Юлия Шост.
Социологи говорят, подобные забастовки - далеко не случайные акции недовольства. Если еще в прошлом году выходить на улицы были готовы 20 процентов украинцев, то в этом году бастовать хочет половина населения. Протестные настроения граждан растут в первую очередь из-за экономических, а не политические неурядиц, убеждают эксперты.
"У людей становится просто меньше денег в прямом смысле. И это безусловно будет подталкивать, снижается уровень жизни, это будет человека подталкивать к такому агрессивному способу отстаивания своих прав, от этого ни куда не денешься", - говорит эксперт института Горшенина Владимир Застава.
Однако в действительности декларировать участие в протестах и реально выйти на улицы - разные вещи, поясняют эксперты. Украинцы, якобы, слабо организованы. В отличие от европейских профсоюзов, которые являются инициаторами громких акций протеста.
"Профсоюзы - это очень активные, очень юридически осведомленные, профессиональные организации, плюс это всегда достаточно богатые организации, то есть их трудно сделать карманным, как это часто мы видим в Украине", - говорит руководитель социологической службы Центра им. Разумкова Андрей Быченко.
"Такая вот самоорганизация рабочих, возможно даже вне официальных профсоюзов и возможно создание таких уже, как говорится, боевых профсоюзов, оно как раз ко времени", - говорит правозащитник Владимир Чемерис.
Официально создать независимый профсоюз в Украине действительно не просто, рассказывают в Конфедерации свободных профсоюзов. Дескать, государство делает все, чтобы усложнить регистрацию таких организаций. Ни власти, ни крупному бизнесу такие объединения невыгодны.
"Конечно, есть и большинство карманных профсоюзов. Их очень трудно поднять на забастовки и на акции протеста. Но я думаю, если независимые профсоюзы поднимутся и для этого, наверное есть все рычаги, для того, чтобы подниматься", - говорит заместитель председателя Конфедерации свободных профсоюзов Украины Надежда Лелека.
Подниматься украинцев в пятницу призвали снова политики. И похоже пока в Украине политическим партиям собрать акцию протеста в защиту своего лидера остается все-таки проще, чем вывести граждан на улицы профсоюзам - ради улучшения жизни простых людей.