Путь к фактическому выравниванию цен на украинский и импортный уголь занял больше года. Если летом прошлого года регуляторная цена тонны угля госшахт составляла 1200 грн, то с августа 2016-го – 1370, с января 2017-го – 1700, с апреля 2017-го – 2000, с сентября 2017-го – 2200.

Читайте также: Россия продолжает оставаться основным партнером Украины в угольной промышленности

Повышение происходит не от хорошей жизни – средняя себестоимость госугля за период января-июля достигла 2770 грн/т. Разницу между себестоимостью и ценой поставки приходится компенсировать за счет государственных дотаций. Но это путь в никуда, который лишь стимулирует экономическую неэффективность государственных угледобывающих компаний.

А стране очень нужен уголь. С 2012 года добыча угля в Украине сократилась вдвое – до 40 миллионов тонн. При этом добыча госшахт с 2012 года сократилась вчетверо – до 6 миллионов тонн. И падение продолжается даже в текущем году. За 9 месяцев госшахты сократили добычу на 20% – до 3,5 миллионов тонн.

При этом задолженность по зарплате у госшахт на сентябрь составляет около 700 миллионов гривен и это выливается в регулярные акции протеста.

9 октября шахтеры перекрыли дорогу в двух километрах от пункта пропуска на украинско-польской границе на автомобильном пути М 07 Киев-Ковель перед КПП Ягодин. В тот же день на другом конце Украины более 40 горняков шахты "Капитальная" устроили забастовку из-за невыплаты им зарплаты и отказались подниматься на поверхность. Их требования понятны – по объединению, куда входят шахты "Родинская", "Центральная" и "Капитальная" за август было выплачено лишь 5%.

В такой ситуации логику руководства Минэнергоугля вполне можно понять – нет причин, по которым уголь госшахт должен продаваться энергетическим компаниям дешевле, чем импортный. Тем более, что согласно утвержденной Концепции развития угольной отрасли именно рыночная цена на уголь, а не госдотации, рассматриваются в качестве основного фактора выживания отечественного углепрома. Особенно это важно в контексте перспектив их приватизации и привлечения европейских инвесторов – для них гарантии рыночной цены являются ключевым фактором вхождения в капиталоемкие проекты модернизации шахт.

Коллизия возникает скорее у компаний тепловой генерации, которые используют уголь для производства электроэнергии. Теперь они вынуждены покупать по мировой цене (в районе 2500 грн/т) не только импортный уголь, но и продукцию государственного углепрома. При этом, согласно действующей методике расчета оптовой рыночной цены электроэнергии ОРЦ (известной как Роттердам+), цена угля для ТЭС покрывается на уровне 2113 грн/т на калорийность 5200 ккал. Эта диспропорция объясняется тем, что цена угля в ОРЦ прямо не связана с актуальными котировками биржевых индексов, а рассчитывается по итогам 12 прошедших месяцев.

Ценовое несоответствие привело к формированию катастрофического дефицита угля на складах ТЭС в преддверии зимы – они заполнены лишь на 40% от первоначального плана. Если зима выдастся морозной, возникает риск веерных отключений электроэнергии, о которых так мечтают в Кремле.

Власть оказалась в сложной ситуации – с одной стороны генерирующим компаниям нужны дополнительные деньги на закупку импортного (а теперь еще и отечественного угля), с другой стороны, коррекция критикуемой оппозицией формулу "Роттердам+" в сторону увеличения цены угля, вызвала бы новые обвинения.

В правительстве, судя по всему, решили проблему почти оригинально – формулу менять не стали, а позволили ГП "Энергорынок" (коммерческий оператор энергосистемы) взять кредит для частичного погашения долгов перед угольной генерацией. Речь идет о 2 миллиардах гривен из 9,3, которые "Энергорынок" задолжал производителям электроэнергии.

На полную оригинальность такой ход не тянет, поскольку в 2014 году нечто похожее предпринимало правительство Яценюка – "Энергорынок" брал 2 млрд грн кредита в "Ощадбанке" для погашения долгов перед угольной генерацией. Но в целом, решение вполне оправданное и своевременное.

Как бы там ни было, повышение цены госугля является лишь очередным эпизодом неотвратимого сближения стоимости угольной продукции на мировых рынках (индексы API2, API4) и цены на уголь в Украине по принципу импортного паритета. Таковы законы экономики в ресурсодефицитной стране, способной обеспечить себя углем собственной добычи лишь на 75%.

Коль скоро Украина вышла на мировой рынок угля и стала активным участником импортных операций по закупке энергетического угля, подтягивание цен отечественных поставщиков к уровню мировых цен является лишь делом времени. Станет ли это фактором выживания государственных шахт и формирования полноценной конкуренции между украинскими производителями угля и иностранными трейдерами – время покажет.

Читайте также: Украина помогает России торговать углем из оккупированного Донбасса