Об этом рассказали работники отрасли, сообщает Голос.

По словам лоцмана с многолетним стажем Олега Шустова, специалистов искусственно удерживают в филиале "Дельта-Лоцман" ГП "АМПУ", а в случае увольнения отбирают право работать по профессии.

"У нас вводят искусственные ограничения, чтобы удержать на рабочем месте. Есть приказ, согласно которому при увольнении лоцман сдает удостоверение. Это похоже на шантаж и это несправедливо. При увольнении мне пришлось выплатить более 46 тысяч гривен компенсации за прохождение обучения в тренажерном центре. За то, что недоработал 1 месяц до 3-х лет. Обидно то, что за сутки работы лоцман приносит гораздо больший доход государству. Такой подход напоминает выкуп за "свободную", — подчеркнул Шустов.

Его коллега Сергей Рева уверен, что заставлять лоцмана отдать удостоверение — это все равно, что отбирать у водителя права в случае его увольнения с транспортной компании.

"Я уволился и сейчас думаю, как мне сдать экзамен, чтобы снова получить удостоверение. А главное зачем? Разве может лоцман за сутки потерять все профессиональные навыки и квалификационные знания, увольняясь из "Дельта-Лоцман" и трудоустраиваясь на работу в частное предприятие?" — пожаловался Рева.

По словам лоцманов, проблему можно решить, если бы власть реформировала эту сферу. Однако, пока все делается для того, чтобы монополию сохранить. Специалисты утверждают, что в АМПУ и "Дельта-Лоцман" оказывают моральное давление на действующих лоцманов, лишая их права на достойные условия труда и оплату в частных лоцманских предприятиях в Украине.

"В мире много частных лоцманских компаний. Я работал на линии Китай — Австралия. В Австралии это очень развито. Там все частные компании. Причем в одном порту может быть их несколько. Лоцманы, которые переходят в частную компанию, имеют колоссальный опыт за плечами, причем безаварийный. Монополия — всегда плохо, у судовладельца выбора нет. Он заказывает услугу в "Дельта-Лоцман". Компания, которая держит эту монополию — ей совершенно не нужно переживать по поводу повышения качества предоставляемых услуг. К ней так или иначе будут обращаться", — считает Шустов.

Он выразил уверенность в том, что на родине в лоцмана нет перспектив, поскольку конкуренции на рынке нет и все условия работы диктует один монополист. По этой причине многие лоцманы Украину покидают.

"Многие идут. Недавно 5-6 человек ушло в Персидский залив работать. Учитывая, что требование к лоцману — это диплом капитана, то человек в море с таким дипломом зарабатывает намного больше. Здесь такой же специалист, выполняя не менее ответственную работу, а чаще даже более стрессовую и нервную, зарабатывает значительно меньше", — пожаловался лоцман с многолетним стажем Сергей Рева.

Руководство ГП "Дельта-Лоцман" подтвердило факт оттока специалистов. По словам начальника филиала "Дельта-Лоцман" ГП "АМПУ" Александра Голодницкого, зарплаты сегодня не дотягивают до уровня 2013-2014 годов.

"На сегодня прямой пропорции еще не достигнуто. В 2013 году это был эквивалент в привязке к валюте. Сегодня это меньше", — сказал он.

"Дельта-лоцман" — структурное подразделение госпредприятия "Администрация морских портов Украины" (ГП "АМПУ"), созданное на базе ГП "Дельта-лоцман". Филиал "Дельта-лоцман" ГП "АМПУ" предоставляет услуги лоцманской проводки судов и регулирования движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов Украины, на Бугско-Днепровско-Лиманском (БДЛК), Херсонском морском (ХМК) и Керчь Еникальском (КЭК) каналах, глубоководном судовом ходе (ГСХ) р. Дунай — Черное море.