Большой, но посторонний
Совершенно неудивительно, что Московская государственная консерватория носит его имя – он является символом своей страны и являлся профессором этого заведения.
Читайте также Почему Киевской консерватории необходимо вернуть имя Николая Лысенко
Также было бы неудивительно, если бы его имя носила Санкт-Петербургская консерватория, ведь он был первым выпускником по классу композиции. Но она не носит, потому что названа в честь ее не менее выдающегося преподавателя –
Николая Римского-Корсакова.А вот удивительно то, что имя Чайковского носит Национальная музыкальная академия Украины имени П.И. Чайковского. Почему удивительно? Потому что он в Киеве не родился, не учился и даже не преподавал в заведениях, от которых берет свое начало наша музакадемия.
Оказывается, этого достаточно, чтобы заведение носило имя в честь человека – "охотно общался с музыкантами" и "поздравил с успехами". Вуаля.
Историческая несправедливость
Отвергнуты основатели, меценаты, целые поколения профессоров и выдающихся выпускников. Конечно, о них в академии знают, но высшего уважения от своих благодарных потомков они не удостоились.
Странно выглядит, что это сообщество студентов и преподавателей не захотело назвать свое заведение в честь кого-то из своих – в широком или узком смысле "своих". Например, в честь Пухальского или Виноградского, стоявших у истоков тогдашнего музыкального училища. Или в честь мецената-основателя Терещенко. Или в честь выдающихся музыкантов и/или преподавателей, причастных к музакадемии, например, Глиера, Ревуцкого, Лятошинского, Косенко, Блуменфельда, Беклемишева, Нейгауза, Михайлова, Муравьевой, Донец-Тессейр, Кошица, Веревки, Скрипчинской, Вериковского, Эрденко, Бертье, Вильконского, Блуменфельда, Малько, Гелис, Кабача, Яворского, Гринченко, Квитки… и это только имена заслуженных людей с сайта об истории самой академии. Уже не перечисляю даже выдающихся украинских композиторов всех времен, которые могли бы дать имя нашей столичной кузнице музыкальных талантов.
Стыдно
Думаю, что дело здесь в том, что на самом деле и честно это сообщество так никто и никогда не спрашивал. Напомню, что посвящение Чайковскому в названии действующая музакадемия, а когда-то –
Киевская консерватория получила в далеком 1940 году. В эпоху крепкого сталинизма. Тогда у граждан вообще особо ничего не спрашивали, а только решениями съездов и пленумов доводили до сведения и исполнения.Сегодня, судя по эмоциональным дискуссиям и публичным обращениям членов коллектива, в самой национальной музакадемии тоже нормального и открытого диалога по наименованию не состоялось.
Часть коллектива и руководство академии выступает за Чайковского. Другая часть возмущается, что это самоуправство и выступает против него. Одни оправдывают название в честь российского композитора его казацким происхождением и апелляциями к украинским мотивам в произведениях, а другие называют первых конформистами с колониальным сознанием и дремучими совками/москвофилами.
Активная часть общества на всю эту дичь смотрит во время войны и диву дается. Дошло даже до другой крайности, что на сайте Кабмина "талантливые" активисты инициировали петицию об отмене названия в честь Чайковского (в общем-то идея понятна), но в тексте назвали композитора "эмблемой российского имперского шовинизма" и едва ли не сознательным инструментом российского империализма. Одним словом –
горячо.Меньшевость и заскорузливость одних встретилась с радикализмом и маломыслием других.
Логические итоги истории
В итоге мне лично кажется:
- музакадемия точно должна носить какое-нибудь другое название. Название, которое будет отсылать к собственной истории, мелосу и музыкальной традиции, а не по инерции будет тянуть решение сталинских коммунистов;
- Чайковский ничем таким перед Украиной не провинился и имперского шовинизма в его творчестве и жизни не было, а если где-то тень и скользнула, то не более чем на многих наших гениев в то время. Памятники или инфотаблицы в его честь где-нибудь в Каменке, Тростянце или Низах вполне могут быть, ведь он там бывал и в своем творчестве дань этому пребыванию заплатил сполна;
- слушать, изучать и даже уважать иностранного композитора можно и нужно, наряду с Листом, Равелем, Бетховеном и многими другими, но культ нечего делать;
- своих гениальных композиторов следует любить, изучать, популяризировать и уважать больше, чем иностранных, потому что кроме нас у них не осталось других потомков и наследников. Поэтому вечная слава Лысенко, Кошицу, Леонтовичу, Лятошинскому, Скорику и многим другим.
У Кремля есть план уничтожения стран Балтии – смотрите видео: