Уникальную коллекцию более 15 лет собирала инициатор проекта - Ольга Богомолец. Восстановление самого здания - некогда - папирни Киево-Печерской Лавры, из которой выходили первые христианские первопечати, а потому - мельницы - затянулось на 4 года.

"Что здесь может привлечь - прежде всего, это история этого места. В данном случае мы имеем музей украинской домашней иконы, который хранит в себе экспонаты от XVI-XVII до XX века, и мне так кажется, самый древний порог еще не определен ", - говорит историк Юрий Рудницкий.

"Мне очень хотелось, чтобы этот музей был живым, чтобы это не были привычные для нас белые мертвые стены, где нельзя прикоснуться, где нельзя сесть - я мечтала, чтобы он был живым в живом окружении. Чтобы эти иконы не стали мертвыми экспонатами, а чтобы получили новую жизнь ", - говорит инициатор проекта Ольга Богомолец.

Среди экспонатов - многометровые домашние иконостасы, крошечные путевые иконы, казацкие и гуцульские сложные иконы, написанные на холсте, вылитые из металла и вырезанные из дерева. Есть в коллекции и особо ценные образцы.

"Это иконы писанные еще не на стекле, а на том, что было перед стеклом. Это была шлифованная слюда, за этой слюдой шлифованной нет ни ткани, ни бумаги, ни дерева. Иконы писались на обратной стороне этой шлифованной слюды, таких икон сохранилось очень мало ", - говорит инициатор проекта Ольга Богомолец.

В иногда наивных работах, говорят историки, чувствуется и характерная для украинцев эмоциональность. Ведь с незапамятных времен мастера не были ограничены строгими канонами, а иконы писались под влиянием пережитого.

Уже в следующем году "Замок Радомысль" туристы смогут посетить не только для осмотра экспозиции, но и для участия в многочисленных мастер-классах по живописи, или изготовления бумаги. А в ландшафтном парке рядом с музеем будут проводить фестивали средневековой культуры.