Революция - это прежде всего европейское явление
Революция – это исключительно европейское и исключительно современное явление. Оно возникло в конкретное время в конкретном месте. И до 1917 года, Великой русской революции, революции происходили только на Западе. Конечно, все зависит от того, что мы понимаем под термином революция. По классическому определению – это быстрая смена элиты на одной и той же территории, сопровождается идеологической легитимацией. Революция происходит тогда, когда предлагается определенное новое видение, проект, через который и происходит быстрая политическая смена элиты.
Ареал революций расширяется в соответствии с тем, как меняется понятие Западный мир. И если, скажем, в 1789 году Япония не принадлежала к Западу, то революция 1968 уже проходила в кампусах на просторах от Сан-Франциско до Токио.
Но почему революция – это европейское явление? Только в европейской христианской католической культуре могла возникнуть такая идея, что можно сбрасывать короля. Который является помазанником Божьим. Помимо того, что он есть помазанником Божьим, его можно его даже наказывать на горло, пользуясь именно христианским мировоззрением.
Архетипом старых революций является 1789 год, новых – 1968
К середине ХХ века в мире образцом любой крупной революция была Французская революция 1789 года. С ее позиции каждая революция имеет 4 стадии: мирная романтическая, обострение конфликта, приход к власти радикалов (во Франции – якобинцев) и контрреволюция, или термидор. И каждая революция должна была пройти через эти 4 фазы. Почему? Потому что через них прошла Французская революция. Когда большевики проводили революцию 1917 года, то, конечно, ориентировались на Французскую революцию.
Но крах этой модели произошел уже во второй половине ХХ века, хотя наиболее заметным это стало во время так называемых бархатных революций 1989-1991 годов. Новые революции начались после революции студенческой 1968 года. Но, однако, нельзя сказать, что сейчас вообще существует любой архетип революции. 1968 год – это скорее просто тип.
Если символом старых революций была гильотина, или, условно говоря, застенок НКВД, символом новых революций является круглый стол. В революциях старого типа кровь, массовые жертвы, были неотъемлемым компонентом прихода к власти новой элиты. Это воспринималось часто даже не просто как нормально, а как необходимое условие успешного свершения революции. Тогда как для бархатных революций жертвы есть чем-то очень нежелательным, экстраординарным, ненормальным. Революции типа 1789 года – это революции Робеспьера и Ленина, революции 1968 года – Ганди и Гавела.
Читайте такеж: "Спектакль продолжается": откуда растут ноги у новых откровений соратников Януковича
Теперь революция происходит в случае улучшения ситуации, а не ухудшение
Участниками майской революции 1968 года в Париже были в основном представители высшего среднего класса – дети из состоятельных семей. Это абсолютно не вписывается в схему традиционной революции, потому что за архетипом Великой французской революции протестуют всегда бедные слои. Но с середины ХХ толиття ситуация изменилась. С появлением класса людей, у которого обеспечены базовые потребности – еда, крыша над головой, одежда – появляется новая ценность. Это потребность самовыражения.
И революция возможна, когда сформируется достаточно многочисленный класс, для которого ценности не будет выживание, но самовыражения. И если при этом будет авторитарный режим, то революция, скорее всего, его сметет. Если же режим будет демократическим или условно демократическим, то этот класс будет добиваться еще большей демократизации, то есть массовости, в стиле движения occupy. Примером может быть Южная Корея. Поэтому, по этой логике, новые революции происходят не тогда, когда экономическая ситуация в стране ухудшается, а наоборот – когда улучшается.
Евромайдан и Оранжевый майдан принципиально разные
На первый взгляд, есть много общего между двумя площадями. Оба прошли в том же месте, начались в то же время, оба были против Януковича, оба возглавляли примерно те же лидеры. Однако есть большая принципиальная разница между ними. Если первый Майдан нельзя было представить себе без лидера, то на втором Майдане казалось, будто лидеры являются лишними. В настоящее время Оранжевой революции невозможно было себе представить мобилизацию сотен тысяч людей без какого-либо определенного лидера. И, пожалуй, отсутствие такого привело бы к поражению революции. Между тем, как на Евромайдан мобилизация происходила не вертикально, а горизонтально. Над лидерами Евромайдан в лучшем случае смеялись, в худшем – просто терпели. Потому что лидером был сам Майдан.
Это, между прочим, связано с тем, что поколение, которое принимало участие во втором Майдане, а мы помним, что это были в основном молодые люди – молодежь была двигателем этой революции – уже имеет другой этос, чем наше поколение. Это пользователи Фейсбука и Вконтакте, где все на входе условно ровные. Где невозможно быть Януковичем. Известный британский экономист Гай Стэндинг сказал, что Евромайдан – это классическая революция прекариату. То есть класса людей с нестабильным образом жизни и работы без долгосрочных гарантий и надежного заработка.
Читайте также: Годовщина майдановской "Йолки": как это было
Вероятность взрыва нового майдана очень мала
В начале двухтысячных годов в Украине социологи наблюдали интересную тенденцию. На вопрос "Как изменилось ваше материальное положение по сравнению с предыдущим годом", респоденты года в год отвечали "хуже". Между тем, как в том же опросе на вопрос: "приобрели вы себе этого года новый компьютер, или автомобиль, или съездили на море", опрошенные отвечали в основном "да". Это не значит, что в одном случае они говорили правду, а в другом нет. В обоих случаях это правда. Просто понимание бедности и богатства меняется.
Для Украины характерна относительная бедность. То есть люди чувствуют себя бедными по сравнению со своим соседом, или ровесником из другой страны. И революция 2004 года, а впоследствии 2013 года состоялась именно благодаря тому, что на самом деле материальное положение среднего класса улучшалось. Сейчас мы не можем прогнозировать улучшение уровня жизни в ближайшее время. Средний класс вошел в фазу выживания. Поэтому вряд ли вскоре разразится новая революция.
Вряд ли Майдан мог бы выиграть без национализма, но это не значит, что революцию выиграли националисты
Майдан, как большинство движений occupy и революций арабской весны, мог быть обречен на поражение, если бы не национальный вопрос, национализм. Одна вещь, которая не меняется, которая унаследована от предыдущих "старых" революций еще со времен гуситов – это национальное чувство. Условно говоря, те революции имеют больший шанс на выигрыш, в которых присутствует элемент национальной мобилизации. Когда враг не просто внутренний, а когда это какая-то чужая сила.
Это одна из причин, почему, по моему мнению, революция победила. Именно националистическая фракция Майдана превратила этот "геппенин" на насильственное противостояние. Однако я не считаю, как говорит, например, Путин, что это была националистическая революция. Это даже не была национальная революция. Но националистический элемент сделал ее успешной.
Ярослав Грицак – украинский историк и публицист, доктор исторических наук, профессор Украинского католического университета, автор книг "26-й процент или как преодолеть историю», «Куда движется мир", "Страсти по национализмом" и др.
Источник: Украинский католицческий университет