Для выполнения базовых упражнений человеку достаточно выйти на спортплощадку, оборудованную соответствующими тренажерами и травмобезопасным покрытием. Однако на практике часто встречаем другую картину – предубеждения ровесников, неприязненные взгляды и фразы "это не для вас". Часто сами родители слишком опекают ребенка, оберегают от всего, что может огорчить и не дают ничего делать самостоятельно. Или вообще - не имеют достаточно информации о диагнозе, информирует 24 Канал.
К теме Ученые назвали неожиданную пользу волонтерства для вашего здоровья
От такого стереотипного мышления чаще всего страдают дети. Часто они "закрываются в себе" и боятся заниматься спортом из-за травли и отказа сверстников общаться с ними. Это отрицательно сказывается на физическом и ментальном здоровье. Не секрет, что двигательная активность и спорт – важная составляющая для поддержания здорового развития ребенка. Это помогает не только улучшать качество жизни, но и раскрыть спортивный потенциал и социализироваться, создает новые нейронные связи. Для детей с нарушениями интеллектуального развития – это необходимость номер один.
Что такое ментальные расстройства: как работать с детьми с нарушениями интеллектуального развития (ПИР)
Ментальная инвалидность – нарушение умственного, психического и психологического развития человека. Среди таких нозологий:
- расстройства аутистического спектра (РАС);
- синдром Дауна;
- эпилепсия;
- органические поражения центральной нервной системы;
- деменция и т.д.
Это не означает, что дети с особыми образовательными потребностями не могут овладевать различными видами спорта. Напротив, родителям и учителям следует больше внимания уделить физической активности как важному инструменту для развития детей, мотивировать, прежде всего, себя и ребенка больше двигаться и изучать положительный опыт влияния спорта.
Еще одной важной составляющей должно быть развенчание мифов и стигм, которые "они ни на что не способны", а также вычеркнуть из сознания термин "умственно отсталые". Сейчас мы говорим, что человек – на первом месте, а уже потом – нарушение или особенности развития. Именно такие нарративы приводят ограниченный доступ к физической активности и спортивным занятиям.
Родителям и учителям стоит больше внимания уделить физической активности как важному инструменту для развития детей / Фото "Благотворительный фонд Екатерины Белорусской"
Уже не первый год развиваются инклюзивные пространства и курс на безбарьерность. Однако, к сожалению, общество до сих пор не принимает людей с инвалидностью, не все просторы адаптированы для них. Спортивная инфраструктура тоже не имеет достаточных сервисов.
Чтобы изменить эту ситуацию, следует вести диалог с обществом. Принимать во внимание потребности людей с инвалидностью, обустраивать сервисы не только в "специальных" пространствах и реабилитационных центрах – это не роскошь, а базовая потребность. Услуги для взрослых и детей с особыми образовательными потребностями должны учитывать индивидуальные потребности и адаптироваться к каждому.
Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в безопасности. С этим прежде должны помочь родители, родные или окружение. Учителю или тренеру нужно опираться на сильные стороны, избрать положительно-эмоциональный вектор общения с учеником.
На создание должной среды и формирование способности ребенка общаться с другими потребуется время. И дальше будут первые результаты – дети будут овладевать желаемым видом спорта и развивать свой потенциал, физическое состояние и эмоциональную составляющую. Особенно это важно в период военных действий. Именно физическая активность в это время помогает справиться с событиями.
Олимпиада Украины – способ развить способности детей с интеллектуальными нарушениями
Отдельным способом привлечения детей и взрослых, имеющих нарушение умственного развития, есть Специальные Олимпиады. Эти международные спортивные организации занимаются более чем 5 миллионами людей с инвалидностью в 175 странах мира.
Специальные олимпиады проводят тренировки и соревнования по 32 олимпийским видам спорта для детей и взрослых с нарушениями интеллектуального развития. Так, люди с ментальной инвалидностью могут постоянно совершенствовать свою физическую форму, проявлять мужество, получать ощущение радости и разделять свои достижения с родными и друзьями.
Если говорить о кейсе нашей страны, то Специальная Олимпиада Украины (СОУ) работает уже 21 год, имеет обособленные подразделения в 21 регионе, где тренируются более 14 тысяч украинских спортсменов. Впрочем, согласно статистике, 480 тысяч взрослых и детей в нашей стране имеют особые образовательные потребности и интеллектуальные нозологии и, к сожалению, большинство из них до сих пор изолированы от общества и не могут развивать свои способности.
Задачей СОУ является привлечь как можно больше людей с ментальной инвалидностью к двигательной активности, независимо от уровня их умственных и физических возможностей.
"Спортсмены, которые занимаются уже несколько лет – это устоявшиеся личности"
Президент Специальной олимпиады Украины Сергей Комиссаренко отмечал, что Спецолимпиада, основанная семьей Президента США Джона Кеннеди в середине 1960-х годов, сейчас стала самой массовой и популярной спортивной организацией для людей с инвалидностью в мире. Ее поддерживают самые известные люди мира – лидеры стран, киноактеры, выдающиеся спортсмены.
Олимпиада – это спорт для людей с отклонениями в умственном развитии. Она отлична от паралимпиады, которая есть для людей с физическими недостатками. Специальная олимпиада – особенная, потому что проблемы в умственной деятельности делают людей наименее защищенными, требуют больше помощи, социальной адаптации, внимания в обществе. Отношение к таким людям является отражением уровня развития справедливого общества в любой стране!,
– отметил Комиссаренко.
По словам исполнительного директора Специальной Олимпиады Украины Андрея Пидварко, СОУ сосредоточена на повышенных экспертизах тренеров, проводит образовательные семинары и программы с целью улучшения здоровья спортсменов. Например, программы "Здоровые спортсмены" и "Присоединяйся". В рамках первой проводятся обследования состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов, предоставляются соответствующие методические рекомендации, вторая программа – образовательная, для учащихся общеобразовательных учреждений.
Из-за полномасштабного вторжения регулярные тренировки и соревнования проходят в 10 областях Украины. Дети и взрослые выбирают популярные виды спорта, которые адаптированы для людей с инвалидностью, чтобы разнообразить свой досуг, поддерживать здоровье и отвлекаться от обстоятельств, которые могут негативно влиять на эмоциональное состояние спортсменов и их близких. Главная потребность на сегодняшний день – это безопасность для тренировок и развитие потенциала юных спортсменов.
По нашим правилам тренироваться и участвовать в соревнованиях можно с 8 лет. Это не вымысел руководителей олимпиады, а результаты научных исследований. Однако существуют исключения. К примеру, спортивная и художественная гимнастика. Для того чтобы раскрыть потенциал необходимо заниматься с 5 лет. А еще у нас есть программа "Маленькие спортсмены" для детей от 3 лет, чтобы помочь им стать более развитыми в физическом, познавательном и социальном планах,
– рассказал Андрей Пидварко.
Эксперт отметил, что для участия в соревнованиях должно пройти минимум 6 недель подготовки и тренировок – ознакомление с правилами, работа с тренерами, выполнение физических упражнений. Занятия дважды в неделю – это оптимальный способ подготовки в нынешних условиях. Также учитывают сопутствующие заболевания – проблемы с сердцем, лишним весом.
Спортсмены, которые занимаются уже несколько лет – это стали личности, уверенно чувствующие себя на разных соревнованиях. Многие являются помощниками тренеров в СОУ. Они помогают своим коллегам, друзьям овладевать разными видами спорта. Еще одна особенность наших соревнований – объединенный спорт, когда люди из ПИР и без нарушений работают в одной команде. Они помогают друг другу, обсуждают фильм или музыку. Это развенчивает стереотипы в обществе,
– добавил исполнительный директор СОУ.
Однако не все, кто тренируется в СОУ, выбирают для себя профессиональный спортивный путь. Главный акцент именно на двигательную активность, в то время как профессиональный спорт – не основная задача Специальной олимпиады. Акцент именно на:
- социализацию;
- адаптацию;
- развитие навыков;
- снижение уровня тревожности;
- развитие тактильных ощущений и спокойной реакции на них.
Это только часть положительного влияния спорта на людей с ментальными нозологиями, в том числе с РАС.
"Физическая активность влияет на всех людей"
Подтверждает положительное влияние спортивной деятельности декан тренерского факультета, спортивный директор СОУ Евгений Гончаренко.
Влияние спорта на каждого человека – индивидуальное. Если говорить о взрослых и детях с ПИР или ООП, то ни разу от родителей не слышал о негативном влиянии от занятий. Все говорят о том, что за 3-5 – 10 месяцев дети демонстрируют бешеную динамику, в частности, в бытовых вещах, поведении. Кое-кто становится более уравновешенным в повседневной жизни, некоторые – живут спортом и ждут каждую следующую тренировку,
– рассказал Гончаренко.
Специалист добавил, что у каждого ребенка будут свои индивидуальные особенности, на которые невозможно повлиять или изменить их.
Но есть вторичные моменты, которые спорт может подкорректировать как в физическом, так и в ментальном плане. Собственно, физическая активность влияет абсолютно на всех людей. Это действенный и полезный инструмент,
– добавил спортивный директор СОУ.
Занятия спортом для детей является одним из самых действенных способов подготовить их к полноценной жизни в обществе / Фото "Благотворительный фонд Екатерины Белорусской"
По словам доцента Национального университета физического воспитания и спорта Украины, сейчас идет тенденция на развитие именно инклюзивного спорта, проводятся соревнования для спортсменов и партнеров – детей и взрослых, не имеющих диагноза. Сегодня это тренд спецолимпиады, который называется "Unified Sports". На Всемирных играх такие совместные состязания проводятся тоже. Это основная идея – через спорт сделать единое общество, объединить людей.
Как добавил Гончаренко, методы работы с детьми в Олимпийском спорте теоретически одинаковы, однако их реализация будет зависеть от возраста, пола и индивидуальных особенностей спортсменов.
Совет номер один для родителей и всех, кто хочет, но колеблется попытаться привлечь своих друзей или детей – начать заниматься двигательной активностью или спортом как можно раньше. Детский организм развивается и нуждается в серьезном внимании, чем раньше, тем лучше. Если говорить о взрослом поколении, то следует разобраться, какой вид спорта в первую очередь будет полезен и безопасен для здоровья. Важно пройти обследование и получить медицинскую консультацию от врачей,
– рассказал Евгений Гончаренко.
Еще важный аспект для родителей, которые боятся лишний раз нагружать ребенка – спорт всегда будет полезен, главное, чтобы он был безопасен и оптимален с точки зрения нагрузок, тогда ребенок будет получать от него удовольствие.
"Да, я могу" – доступ к инклюзивным тренировкам
Среди работающих в направлении обеспечения здорового и полноценного развития детей есть международный "Благотворительный фонд Екатерины Белорусской". Фонд увеличивает их вовлечение в спорт, физическую активность и инновационное образование, поддерживает ментальное здоровье. Особое внимание KB Foundation уделяет:
- детям в сложных жизненных обстоятельствах;
- детям с особенностями образовательного развития;
- детям с инвалидностью.
Так, в рамках комплексной программы "Да, я могу" детям с инвалидностью предоставляется доступ к инклюзивным тренировкам, чтобы раскрыть их потенциал и создать толерантное коммьюнити, изменить отношение украинцев к людям с инвалидностью.
В настоящее время программа охватывает 5 городов Украины – Киев, Кременчуг, Кропивницкий, Луцк. За первый квартал 2023 года фонд с партнерами провел более 180 онлайн и офлайн тренировок. К ним приобщили 210 детей с инвалидностью. Приняли участие дети из всех регионов Украины и временно пребывающие в Европе.
"По состоянию на 2021 год в Украине насчитывалось 2 миллиона 703 тысячи человек с инвалидностью. По некоторым данным, с началом полномасштабного вторжения общее количество людей с инвалидностью выросло на 27 тысяч. Команда благотворительного фонда Екатерины Белорусской всегда реагирует на нужды и вызовы сегодняшнего дня, поэтому у наших программах и проектах мы привлекаем к физической активности и спорта детей с инвалидностью, мы тщательно изучаем тему позитивного влияния спорта на детей, привлекаем научную экспертизу и общественного сектора. больше детей было вовлечено в спорт. Стало продолжаем предоставлять стипендии спортсменам с инвалидностью", – рассказала Анжела Фокина, директор благотворительного фонда Екатерины Белорусской.
Треть стипендиатов программы "Да, я могу!" вошли в национальные паралимпийские сборные и представляют Украину на мировом уровне.
Мы гордимся нашими стипендиатами. Однако самое главное – это то, что благодаря спорту и регулярным тренировкам у детей улучшается самочувствие и здоровье, качество социальной открытой жизни за пределами своих домов,
– добавила Анжела Фокина.
Физическая активность помогает интегрироваться в социум
Благодаря работе Специальной Олимпиады Украины, деятельности общественного сектора и активных граждан создается необходимая среда, в которой люди с ментальной инвалидностью и нарушениями интеллектуального развития могут развиваться, улучшать состояние здоровья, а также интегрироваться в общество, сервисы становятся более приспособленными к их использованию.
Доказано, что занятие физической культурой и спортом для лиц с отклонениями в умственном развитии является одним из наиболее действенных средств для их подготовки к полноценной жизни в обществе. Поэтому важно не останавливаться на полученных результатах, а работать вместе для создания инклюзивной среды, в которой учтены интересы каждого человека.