В мае 2015 года года парламент принял Закон Украины "О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации". В апреле 2016-го появился законопроект №4549, который предусматривает внесение определенных изменений в вышеуказанный закон в части механизма закупки энергосервиса.

Закон имеет целью, в частности, создать условия для привлечения масштабных инвестиций, обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. То есть фактически это "инструкция" для привлечения средств частного инвестора, чтобы он провел энергоэффективные мероприятия на объектах (зданиях) государственной и коммунальной собственности, благодаря чему состоится экономия средств на оплату энергоуслуг, за счет чего средства будут возвращены инвестору.

Закон есть, действия – нет

Как пояснил в комментарии сайту "24" аналитик общественной организации "Общественный аудит" Андрей Вигиринский, на сегодня этот закон не работает.

Он принят, но я не слышал о том, чтобы органы местного самоуправления заключали такие энергосервисные договоры. По крайней мере, потому что в Украине не так много таких инвесторов, которые готовы принять условия энергосервиса. Во-вторых, у нас изменилась процедура проведения закупок. И закон, в который вносятся эти изменения, отсылает к закону о государственных закупках, который на сегодня не действует,
– отметил аналитик.

Зато действует закон о публичных закупках, согласно которому такая закупка должна осуществляться через электронные торги, аукционы. Но эта система имеет нюансы. Если раньше ее можно было "пощупать" – приходили, брали бумаги, смотрели, предложения участников, оценивали эти тендерные предложения, то сейчас система Prozorro подразумевает отсутствие как раз человеческого фактора, который оценивает. А выбирает машина – среди наиболее эффективных. А для того, чтобы выбрать наиболее эффективного именно в категории энергосервисных договоров, нужно прописывать отдельные формулы, которые будут критериями для оценки.

Учитывая специфику энергосервиса, то такая формула, мягко говоря, еще не прописана. Поэтому первое – надо привести закон о введении инвестиционных возможностей в соответствие с законодательством об осуществлении закупок. Потому что в первую очередь это касается объектов, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, а это распорядители средств, которые автоматически попадают под действие закона о проведении публичных закупок, у них нет иной возможности распоряжаться средствами, чем проводить эту процедуру,
– пояснил Вигиринский.

Изменения в закон

Авторы законопроекта об изменениях пытались упростить жизнь участникам процесса энергомодернизации. Но пока это только попытки. Потому что перед тем, как его реализовывать, отметил аналитик, с органами местного самоуправления необходимо будет проводить как минимум обучение о том, как правильно формулировать требования к тендерным предложениям участников.

Например, статья 4 звучит так: во время проведения процедуры закупки энергосервиса, для оценки предложений участников... определения наиболее экономически выгодного заказчика вместо критерия оценки "цена", как в предыдущей версии закона, применить показатель "эффективности энергосервисного договора". А этот показатель, в свою очередь, определяется как "суммарное за 20-летний период значение дисконтированных разностей между ежегодным сокращением расходов заказчика и ежегодными платежами исполнителя энергосервиса". А этот показатель, в свою очередь, определяется по методике, которую должен утвердить заказчик, и она может учитывать еще и другие критерии оценки,
– разъяснил Вигиринский.

Формально у нас есть несколько критериев оценки энергосервиса: период, показатель энергоэффективности и сумма компенсаций, выплачиваемая энергосервисной организации. Это все нужно связать в одну методологическую формулу, которую должен утвердить орган местного самоуправления или иной распорядитель средств, в сфере ведения которого находится объект. И эта формула будет определять единый коэффициент. Система Prozorro не может обрабатывать текстовый вариант, если есть понятие критерий-цена, она обрабатывает наивысшее значение и наименьшее. И это вопрос сложный, потому что есть несколько критериев, расчет на долгий период, и критерии энергоэффективности сложно оценить. Поэтому на уровне заказчика должна быть разработана методология.

Она, скорее всего, будет принята на уровне Кабинета министров при подготовке профильного министерства как базовая – общий алгоритм, который будет иметь рекомендательный характер для органов местного самоуправления, которые захотят вкладывать и проводить соответствующие закупки.

Далее на местах они будут разрабатывать свою формулу, предоставлять ее на площадку, на которой будут проводиться торги, и эта площадка будет формировать электронные графы, куда участники торгов будут вносить свои данные, и дальше уже машина автоматически будет рассчитывать по формуле коэффициент их предложений,
– пояснил эксперт.

Почему все так сложно

Исходя из сложности процедуры, из необходимости "стыковки" как органов местного самоуправления, каждый из которых будет утверждать свою методологию, так и площадок, которые будут проводить эти электронные торги. Будут технические моменты по каждому из них – где-то удастся зафиксировать эту формулу, где-то нет, говорит Вигиринский. Когда это все "притрется" и процесс выйдет на какой-то показатель алгоритма определения коэффициента энергосервиса, дальше встанет вопрос аукциона, который имеет целью снижение того или иного критерия. Законодатель в этом законе определяет, что это минимум один пункт снижения – улучшение энергоэффективности того или иного здания, и исходя из этого рассчитывается общий коэффициент предложения того или иного участника. Будут трехступенчатые торги. Например, во второй этап вышли три участника. Каждый начинает улучшать свое предложение – как по критерию энергоэффективности, так и по сроку компенсации: вместо 20 лет 18, например.

Это будет осуществляться на уровне формулы и компьютерной программы. Но до того момента, пока они не будут прописаны – это все потребует тестовых прогонов, какого-то времени. На уровне "приняли закон – энергосервис начал действовать" это не осуществится,
– подытожил аналитик.

Кое-что об инвесторах

Сумма инвестиций на государственный и коммунальный фонд, который требует энергомодернизации, как прописано в пояснительной записке к законопроекту, – до 8,5 миллиардов долларов. И результат энергоэффективности, которого ожидают, дают "вилкой" – от 40 до 70% энергоэффективности. Это зависит от условий участников, которые выйдут на конкурс.

Принять изменения в закон наши депутаты смогут, особенно в контексте общего пакета энергоэффективных законов. Но, считает Вигиринский, до момента, пока не будут "отшлифованы" все нюансы, не обучены все заказчики по формулировке именно тендерных требований к участникам – до тех пор ни сам закон, ни изменения в него не начнут действовать.

Но самое главное – пока участники не начнут понимать, каким образом будут происходить компенсации, за счет каких средств, до тех пор они не будут участвовать в таких закупках.

Потому что заказчиком является представитель государства, бюджет той или иной организации органов государственной власти, и учитывая, какие сейчас есть сложности с дефицитом бюджета в целом в Украине, вопрос – насколько защищены такие инвестиции,
– уточнил эксперт.

Тем более, что сумма, о которой идет речь – от 3 до 8 миллиардов долларов, по мнению эксперта, не может быть профинансирована за счет собственных средств украинских предприятий. Скорее всего, участие примут и иностранные инвесторы, имеющие опыт выполнения энергосервисных договоров. А иностранцы будут смотреть на уровень роста экономики, инфляции и т.д.

Вигиринский резюмирует: этот закон нужен, но когда он заработает – вопрос сложный. Несмотря на заверения, что он начнет работать со следующего года – не факт, что местные бюджеты готовы будут его профинансировать. Децентрализация только началась, и средства в первую очередь вкладываются в дороги, инфраструктуру. А становиться на путь энергоэффективности с неразведанным механизмом – далеко не все рискнут.

Тем не менее, закон вкладывает исправный, хотя и не настроенный, инструмент в руки и местных общин, которые стремятся заняться энергоэффективностью подотчетных им объектов, и инвесторов, которые хотят и имееют возможность принять участие в подобных проектах.