Сегодня закон "О публичных закупках" устанавливает единый критерий для определения победителя тендера — цена. То есть, кто предложил самую низкую цену, тот и выиграл тендер. Но, не умаляя значения системы электронных закупок ProZorro, следует отметить и то, что в отдельных случаях ориентация исключительно на цену приводит к обратному эффекту для украинской экономики. Например, когда тендер на поставку в Киев 40 трамваев на общую сумму в 1,8 миллиарда гривен выиграла польская компания только потому, что предложенная ею сумма была только на 1000 гривен меньше, чем предложение украинского производителя. И таких примеров можно привести множество: Министерство чрезвычайных ситуаций закупает еврокоптер, тогда как запорожский производитель "Мотор-Сич" ни разу не получил государственного заказа на свои вертолеты. Коммунальные предприятия покупают белорусскую спецтехнику МАЗ вместо кременчугских КРАЗов, "Энергоатом" покупает подъемно-транспортное оборудование американских и чешских производителей, а не в краматорских СКМЗ и НКМЗ или Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО).

Предложенный законопроект предусматривает, что цена, как единственный критерий, будет применяться только для отдельного списка товаров, список которых будет утверждать Кабинет министров. Для всех других товаров должны применяться другие критерии, в частности, доля местной составляющей. Один из авторов законопроекта Виктор Галасюк убежден, что неценовые критерии должны применяться для высокотехнологичных товаров, которые производятся в Украине: самолеты, корабли, вертолеты, вагоны, трамваи, автобусы, сельскохозяйственная техника, турбины, продукция машиностроения, приборостроения и их составляющие. Примечательно, что вес ценового фактора в новой системе остается значительным — минимум 70%. А главная новация законопроекта — введение обязательного учета критерия местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок.

Попробуем разобраться, какой эффект может вызвать окончательное принятие этого законопроекта и действительно ли следует поддерживать национального производителя.

Среди компаний, которые сегодня участвуют в ProZorro, более 99% победителей — украинские компании, остальные — иностранные. Однако, по оценкам экспертов CMD-Ukraine, около 38% товаров и услуг в рамках публичных закупок являются импортными или содержат существенную импортную составляющую. Учитывая, что годовой объем украинских публичных закупок достигает 275 миллиардов гривен в год, говорится о потенциальной импортной составляющей в объеме более чем 100 миллиардов гривен, или около 3,7 миллиарда долларов. Эти деньги — прямой "минус" в торговом балансе и в украинском ВВП. Сальдо внешнеторгового баланса последние 11 лет было стабильно отрицательным, например, по результатам прошлого года оно составило 6,8 миллиарда долларов. Поэтому принятие этого закона может существенно улучшить внешнеторговый баланс.

Сразу после принятия законопроекта в первом чтении прозвучали обвинения, что он разрушит систему ProZorro.

Но это не так, поскольку это лишь приведет существующую систему закупок к модели, которая доминирует во всем цивилизованном мире.

По подсчетам авторов законопроекта, условный 100% украинский товар по сравнению с 100% импортным, в котором ничего украинского, будет стоить на 25% дороже. И это максимум, поскольку это экстремальное сравнение, которое редко случается на практике. Эксперты, выступающие против законопроекта, утверждают, что такое ценовое преимущество является слишком высоким для украинских производителей и не является оправданным. Но в то же время они не принимают во внимание, что украинские производители, в отличие от европейских, могут привлекать кредиты не по ставкам 1-3% годовых, а 8-10% в валюте. Учитывая длительный цикл производства, присущий высокотехнологичному производству, эти высокие кредитные ставки почти полностью "съедают" ценовое преимущество местной составляющей.

Защищая своего производителя, следует помнить, что к этому прибегают почти во всех развитых странах, а в Европе и США — и подавно. Например, в США еще с 1933 года действует закон "Покупай американское", согласно которому государственным учреждениям запрещено покупать товары, которые были выработаны не в США и содержат менее 50% местной составляющей. Также национальным производителям, которые представляют малый бизнес, федеральное законодательство о государственных закупках предоставляет ценовое преимущество в 12%. Есть и другие ограничения для иностранного производителя — некоторые закупки Департамента обороны для них недоступны. А в закупках строительной стали, автотранспорта и угля в некоторых штатах не может участвовать иностранный бизнес. Есть также ограничения для иностранных компаний при закупке транспортных услуг, услуг по поддержке военных сил, расположенных за рубежом, научных исследований и разработок. Несмотря на этот список ограничен, США внедряют новые меры защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. В качестве примера президент Дональд Трамп в апреле этого года подписал Указ, который окрестили "Покупай американское, нанимай американцев".

Степень защиты собственного рынка странами Евросоюза тоже впечатляет. Согласно данным Еврокомиссии, во Франции лишь 4% публичных закупок осуществляется исключительно по ценовому критерию, в Великобритании — только 7%, в Нидерландах — 10%, в Испании — 24%. В Германии, Австрии и Италии — лишь каждая вторая госзакупка идет исключительно по ценовому критерию. То есть в ряде развитых стран публичные закупки по многофакторной модели (по приведенной цене) происходят в разы, а то и в десятки раз чаще, чем закупки по одному только фактору цены. Напомним для сравнения: в Украине более 99% публичных закупок — исключительно ценовые.

Авторы законопроекта отмечают, что эффект от принятия существенно положительно повлияет на украинскую экономику. В частности, можно ожидать увеличения ВВП на 1,1%, уменьшение безработицы на 0,4 процентного пункта и на 4,4 процентного пункта — уменьшение импорта.

Поэтому украинцам следует все взвесить и принять правильное решение. Реформы в обмен на финансирование от международных доноров — это хорошо. Но очень важно научиться наконец отстаивать собственные интересы. Даже перед донорами. Потому что никто не защитит нашу экономику лучше, чем мы сами.