Вы же не хотите, чтобы такой суррогат навредил вашему авто? Вот 4 простых шага, которые сведут эти риски к нулю.

Шаг 1. "Бочки" – табу

Правило № 1 – никогда не заправляйтесь из автоцистерн и "бочек" при дороге или из канистры в гаражах. Даже если это предлагает сосед, родственник или товарищ, которого вы знаете 100 лет. Даже если цена невероятно выгодна. Ремонт будет стоить в разы дороже, чем якобы экономия. Приведем хотя бы такой пример. В последнее время наблюдается значительный рост импорта в Украину монометиланилина (или ММА) – химического компонента, с помощью которого легко повысить октановое число бензина. Только в большинстве стран мира добавление ММА к горючему запрещено из-за его токсичности и вредности испарений для человеческого здоровья. Однако вряд ли нелегальные мини-НПЗ на это обращают внимание. Когда же топливо с такой опасной добавкой попадает в двигатель, оно вызывает быстрое осмоление деталей топливной системы и выход их из строя.

Поэтому от греха подальше нужно избегать несанкционированных мест продажи и так называемых серых заправок. Как отличить их? Обратите внимание, имеют ли эти заправки всю необходимую разрешительную документацию, к примеру, информацию о владельце, лицензию на право розничной торговли нефтепродуктами, паспорта качества, а также выдают ли они фискальные чеки клиентам. Отсутствие чего-либо из списка – уже сигнал обходить это место. А дальше переходим к шагу 2.

Шаг 2. Мониторинг рынка

В Украине есть организации, которые регулярно исследуют, что продают автомобилистам на АЗС, и результаты этих исследований выкладывают для публичного доступа. Наиболее системно и уже много лет подряд этим делом занимается Институт потребительских экспертиз. На его сайте вы можете ознакомиться с результатами проверок проб горючего, которое специалисты института отобрали на украинских АЗС. И сделать собственные выводы, где стоит покупать горючее, а где нет. В этом году эксперты уже успели проверить и дизельное топливо, и бензины А-95 и А-92. Поэтому у вас будет полная картина.

Шаг 3. Паспорт качества

Многие водители, наверное, ни разу не читали паспорт качества топлива. И зря. Из этого небольшого документа (лист А4) можно выловить массу полезной информации. В частности, кто изготовил горючее, какому стандарту оно соответствует, когда проводилась проверка и в какой лаборатории. В паспорте есть две колонки, в которых прописаны нормативные показатели, предусмотренные техническими регламентами и ГОСТАМИ, и третья колонка с результатами испытаний, где указано, насколько реальные характеристики топлива соответствуют нормативу. На что особенно рекомендуем обратить внимание? Первое, на наличие такого документа на АЗК. Второе, безусловно, на соответствие октанового числа для бензина и цетанового – для ДТ. От этого зависит, насколько эффективно будет сгорать горючее, что в свою очередь влияет на уровень расхода горючего и скорость износа двигателя.

Кроме того, в бензиновом паспорте имеет значение концентрация серы, свинца, смол – чем ниже, тем лучше. Для ДП, кроме серы, важно еще и минимальное значение воды, потому что ее избыток может приводить к возникновению водяных пробок в топливной системе. А еще обязательно обратите внимание на показатель температуры вспышки. Потому что если она слишком низкая, то топливо становится легковоспламеняющимся, а это опасность для водителя и пассажиров.

Шаг 4. Лабораторный контроль

Часть АЗС-сетей на рынке и сама заботится о том, чтобы в розницу не попало некондиционное топливо, для чего создают собственную службу контроля качества. Такой подход требует значительных инвестиций, поэтому позволить себе содержать собственные лаборатории и квалифицированный персонал могут не все сети. Больше всего собственных лабораторий контроля мы насчитали в сети ОККО – 13 стационарных, 4 мобильных и 2 специализированных, по контролю качества сжиженного газа. Ежегодно на их функционирование компания тратит 14 – 15 миллионов гривен.

Лаборатории компании отбирают более 30 тысяч проб горючего в год, кроме того, здесь организован трехступенчатый контроль качества при приеме топлива на нефтебазу, перед отправкой его в бензовозах на заправку и непосредственно на АЗС. Для автозаправочной сети это жирный плюс в карму репутации. А для потребителя это еще один залог того, что ему в бак не попадет некондиционное топливо.