Департамент благоустройства и инфраструктуры Днепровского городского совета выделил эти средства компании Мишалова дополнительно к 177,7 миллионов гривен, которые уже были выделены его фирме на капремонт главной транспортной артерии города в конце прошлого года. Таким образом, смета капремонта Центрального моста в Днепре уже достигла почти четверти миллиарда гривен.

Именно такая сумма из городского бюджета – 249 000 000 гривен – будет использована компанией отца секретаря Днепровского городского совета на ремонт, который уже успел стать скандальным.

Цена политического партнерства

С того времени, как в марте Центральный мост в Днепре был частично перекрыт для выполнения ремонтных работ, процессы на объекте мало напоминали настоящий капитальный ремонт. По свидетельствам местных жителей, журналистов и общественных активистов, количество единиц техники и рабочих на мосту всегда оставляет желать лучшего. Бывает и такое, что на мосту вообще нет ни одного рабочего, или работы вообще не ведутся. Заметная активизация происходит только примерно раз в месяц, когда городской голова Борис Филатов приезжает на мост в сопровождении своих заместителей и телевизионных камер, чтобы заверить горожан, что работы идут согласно графику и уже в конце года Днепр получит капитально отремонтированный центральный мост.

Вообще, комментирование руководителями Днепра капитального ремонта Центрального моста и его финансирования постоянно сопровождается странными противоречиями, что весьма смахивают на сознательное манипулирование информацией со стороны городского головы и его ближайшего окружения.

Прежде всего вопросы вызывает сам факт победы в крайне непрозрачном тендере фирмы отца секретаря горсовета Днепра Вячеслава Мишалова "Завод Мастер-профи". Речь идет о сотнях миллионов бюджетных средств из городского бюджета, и очевидный конфликт интересов должен был бы стать предметом особого внимания со стороны правоохранительных органов. По меньшей мере, выводы относительно целевого использования астрономической суммы бюджетных средств хотелось бы услышать именно от них, а не верить на слово Мишалову, Филатову и его заместителями о том, что капремонт Центрального моста является образцом честности и прозрачности. Относительно этого есть определенные оговорки.

К тому же, Вячеслав Мишалов, который занимает должность секретаря Днепровского городского совета, является политическим партнером Бориса Филатова. Именно Мишалов руководит депутатским большинством, которое ориентировано на действующего городского голову, и обеспечивает необходимые голосования во время сессий горсовета. Поэтому в истории с четверть миллиардами гривен на капитальный ремонт Центрального моста, что достались фирме отца Мишалова, есть все основания говорить о возможной коррупции и не только политическом партнерстве Филатова и Мишалова, но и сугубо деловом. Компетентные органы до сих пор не видят ничего удивительного в том, что заказы на сотни миллионов гривен на ремонт ключевого объекта инфраструктуры города достаются карманной фирме одного из руководителей этого самого города. И изменится ли ситуация после очередного транша из городского бюджета – пока вопрос открытый.

Сумма противоречий

Интересно, что сам Филатов объясняет такое совпадение довольно оригинально. В своем недавнем интервью Романа Скрыпину Филатов отметил, что вроде бы только три фирмы в Украине способны выполнять работы такой сложности – "Мастер-профи", "Альтис" и "Альтком". И далее заявил, что если бы в тендере победил "Альтис", то ему бы вменяли, что это фирма тестя Насирова, если бы "Альтком", то говорили бы, что это фирма Азарова, а за то, что выиграла фирма "Мастер-профи", то говорят, что это отец Мишалова.

При этом Филатов почему-то не берет во внимание того, что ни Насиров, ни Азаров, не являются представителями городской власти Днепра, в отличие от Мишалова, и в случае с победой в тендере "Альткома", или того же "Альтиса", не встал бы вопрос о распределении средств городского бюджета среди компаний приближенных к мэру лиц. Поэтому этот аргумент Филатова, мягко говоря, не является убедительным.

Еще менее убедительным этот аргумент выглядит на фоне заявлений заместителя Филатова Михаила Лысенко, который непосредственно отвечает за процесс капитального ремонта Центрального моста. По словам Лысенко в одном из телевизионных эфиров, который был посвящен проблеме ремонта моста, на территории Украины есть множество подрядчиков, которые могут качественно и в указанный срок выполнить аналогичные работы. "Подрядчиков – море", – сказал Лысенко вскоре после того, как его непосредственный руководитель Филатов рассказал журналистам о "только трех фирмах в Украине", которые способны выполнить такой объем работ.

Михаил Лысенко и Борис Филатов инспектируют Центральный мост

Странные противоречия в подходах мэра Днепра и его заместителя, на самом деле, не являются такими уж странными. Мост уже почти полгода стоит в полуразобранном состоянии, медленные темпы работ и информация о возможной коррупции нервируют общественность. 178 миллионов гривен из городской казны были использованы быстро, и, как считают многие в Днепре, не только по прямому назначению. Поэтому городской голова и его профильный заместитель начинают нервничать. И по этой причине – иногда диаметрально расходятся в показаниях.

Вопрос подрядных организаций, способных за девять месяцев честно и качественно выполнить капитальный ремонт Центрального моста – не единственное, что разделило мнения мэра и его заместителя. Такие же противоречия возникают в репликах Филатова и Лысенко и по вопросу сметы ремонта объекта. В том же интервью проекта Skrypin.ua Борис Филатов заявляет, что к предыдущим 178 миллионам гривен на капремонт моста потребуется еще немалая дополнительная сумма денег. Филатов ссылается на требования собственника компании "Завод Мастер-профи" Дмитрия Мишалова увеличить общую стоимость ремонта еще на 67 и 40 миллионов гривен. Однако Михаил Лысенко уже в своем интервью местному телевидению по горячим следам полностью дезавуирует заявления мэра, уверяя, что нет никакой потребности в дополнительном финансировании работ, и что он, как ответственное за ремонт лицо от городской власти, о необходимости выделения дополнительных средств никогда не слышал.

Интересная вырисовывается картина. Особенно на фоне того, что ровно через месяц после вышеупомянутых заявлений Филатова и Лысенко, и после публичного заявления Филатова о том, что компания Мишалова не получит подобных объемов дополнительного финансирования, департамент благоустройства и инфраструктуры Днепровского городского совета все-таки выделяет дополнительные 71,5 миллиона гривен на капитальный ремонт Центрального моста в Днепре. Как свидетельствует система электронных закупок Prozorro, произошло это 4 августа. Компания ООО "Завод Мастер-профи" отца Вячеслава Мишалова была единственным участником конкурса по выделению дополнительных 71 584 399,20 гривен на продолжение работ по капремонту моста. Соответствующие требования были указаны в условиях тендера. В обосновании о необходимости проведения дополнительных работ отмечается, что необходимость дополнительного финансирования возникла в результате "непредвиденных обстоятельств".

И пока фирма Мишалова получает новые миллионы на продолжение ремонтных работ, которые должна выполнить за существенно меньшие средства, половина города с миллионным населением находится в роли заложников городской власти и приближенного к ней подрядчика. Центральный мост понемногу превращается в долгострой. Вице-мэр Днепра Михаил Лысенко в своем интервью также заявил, что работы на мосту будут проводиться и весной 2018 года, следовательно ни о каком завершении капремонта до первого декабря 2017 года речь уже не идет.

Капитальный или косметический?

Но самое главное даже не сроки, а то, что в Днепре уже создан опасный прецедент непрозрачного и почти бесконтрольного капитального ремонта такого объекта повышенной сложности и опасности, как автодорожный мост. К чему приведет эта очередная реконструкция приближенными к городской власти фирмами – ни один эксперт сейчас профессионально сказать не может. Конечно, что мэр и чиновники уверяют, что Центральный мост вскоре станет гордостью города и местной власти. Однако, могут ли они говорить что-то другое?

Оппозиционные Борису Филатову политики тоже много говорят о коррупции, однако почти ни один из них не имеет достаточно информации, чтобы четко сказать что на самом деле происходит с мостом с технической точки зрения. Исключением является лишь депутат Днепровского городского совета Дмитрий Погребов, который больше года проработал первым заместителем Филатова, но после своей отставки перешел в оппозицию к действующему городскому голове. Оставим без внимания эмоциональную окраску сообщений депутата, и приведем лишь фактологическую часть его материалов в социальной сети Фейсбук. Ведь речь идет действительно о важных технических моментах и деталях.

Погребов указал, в частности, на то, что городская власть полностью отказалась от ремонта опор Центрального моста, признав в конце мая их состояние удовлетворительным. Однако именно аварийным состоянием опор Филатов и его команда в начале года обосновывали необходимость многомиллионного капитального ремонта. Погребов обвиняет Филатова, Лысенко и подрядную компанию Мишалова "Завод Мастер-профи" в избыточном внимании к ремонту внешних элементов и в игнорировании острой необходимости ремонта опор. В доказательство своих слов депутат приводит выдержку из проектной документации под названием "Капитальный ремонт автодорожного моста № 2 через реку. Днепр в Днепропетровске", который был разработан ОДО "Институт Днепрогипротранс" в 2015 году. В этом документе отмечается, что "предварительным визуальным осмотром участков ригелей опор установлено наличие ОПАСНЫХ ДЕФЕКТОВ в опорных тумбах и СИЛЬНАЯ КОРРОЗИЯ опорных частей". По мнению депутата, игнорирование подобных экспертных заключений со стороны местной власти является сознательной преступной халатностью, которая в будущем может очень дорого стоить городу.

Также депутат Днепровского горсовета отмечает, что городская власть Днепра заключила два дополнительных договора на ремонт шести аварийных балок моста и замену на новые трех из них. Сумма этого дополнительного договора составляет 3 400 000 гривен, однако ни о какой замене трех из шести аварийных балок речь пока не идет. По данным Погребова, наиболее аварийные балки, на которые возрастет нагрузка из-за расширения пешеходной части моста, теперь решили просто "отремонтировать и замазать". По информации экс-первого заместителя Филатова, за изготовление новых балок еще в феврале этого года был внесен аванс в размере 1 039 244 гривен. Балки изготовлены так и не были, три месяца, которые законодательство отводит на выполнение работ с авансовым платежом, давно прошли, но деньги в бюджет возвращены не были.

Конечно, информация, изложенная депутатом Погребовым, должна быть тщательно проверена, и желательно, чтобы это сделали ведомства, выводы которых носят официальный характер, в сотрудничестве с экспертными и проектными учреждениями. Ведь победные реляции городского головы, на фоне всего вышеперечисленного, не вызывают слишком большого доверия.

Техническая сторона капитального ремонта Центрального моста в Днепре сейчас беспокоит не меньше, чем возможная коррупционная составляющая. Да и можно ли вообще отделять друг от друга? Ведь именно коррупция является причиной ненадлежащего выполнения работ на любом крупном строительстве, реконструкции, капремонте, и тому подобное.