“Только украинцам удалось сохранить сакральные элементы на писанках. В большинстве стран пишут кроликов, цветочки - сугубо весенние какие-то элементы. Но сакральные знаки - есть только у нас”, - говорит мастер по росписи писанок Зоя Сташук.
Творческий путь мастера начался во времена становления украинской независимости. Тогда, впервые с собственными детьми случайно попала на мастер-класс старой художницы. Признается: увиденное поразило до глубины души. Тогда же родилась и ее первая работа.
“Я помню первую свою писанку. Это были "веснушки-хвостики", или бабочки. Она такая сложная по цвету - желтый, красный, зеленый. И я ее, можно сказать, не писала, а царапала!” - вспоминает мастер по росписи писанок Зоя Сташук.
Вспоминая, как во времена комсомола даже обычное пасхальное яйцо могло стать причиной исключения из школы или института, с еще большей жаждой берется изучать старинные книги, неделями просиживает в библиотеках, отыскивает на страницах хитросплетения звезд, цветов и древних старославянских символов.
“Это так ново было - эти 91-92-93 года. И оно уже было разрешено, этим можно было заниматься, был доступ к литературе. И я поменяла свою профессию абсолютно на противоположную и я не жалею. У меня до сегодняшнего дня нет никаких сомнений, что я сделала правильно”, - считает мастер по росписи писанок Зоя Сташук.
В новую работу Зоя Сташук погружается с головой, ежедневно совершенствуется. Убеждена: именно нынешнее поколение несет важнейшую миссию - после почти 70-летнего затишья вернуть в Украину, а особенно ее центральные и восточные регионы, писанку. Убеждена: монохромные, только в несколько цветов писанки из Киевщины - такие же мощные обереги, как и разноцветные, ювелирно расписанные тончайшими узорами писанки из Ивано-Франковщины. Главное, говорит, - те мысли, которые вкладывают в писанку во время работы.
“Когда были большие проблемы - войны, проблемы - надо было установить гармонию и спокойствие. И древо жизни - оно было и на писанках, и на вышиванках, на полотенцах, керамике и гончарных изделиях”, - рассказывает мастерица по писанкарству Зоя Сташук.
Вместе с коллегой Оксаной Белоус однажды Зоя Сташук решается на смелый эксперимент - воспроизводит почти 2,5 тысячи писанок из изданного в Москве в 1899 году альбома под названием “Описание коллекции народных писанок”. Чем приводит искусствоведов в восторг. Потом берется за писанки Галицкой Волыни из книги 1895-го года.
Пробует себя и в авторской писанке. Ближе всего по духу, говорит, - оказалась трипольская орнаментика. Хоть и признается, сначала работа давалась непросто.
“Сначала как дым из ушей идет, такая энергия какая-то очень сильная! Вот я очень помню эти моменты! Но потом, я же говорю - двери открываются и ты входишь в мир трипольской писанки”, - говорит мастер по росписи писанок Зоя Сташук.
Сколько всего писанок создала Зоя Сташук, мастерица сказать не берется. Говорит: их как минимум 5-6 тысяч. Каждая из работ уникальна.
“Я ни одной писанки не сделала эскиз. Пользуюсь, конечно, карандашами, если сложная орнаментика, но когда я начинаю писать писанку, я никогда не знаю, чем закончится дело!”, - рассказывает мастерица по писанкарству Зоя Сташук.
Сегодня Зоя Сташук все время посвящает росписи писанки. Увлечение стало не только душевной отрадой, но и профессией. Писанкарство женщина преподает детям и взрослым, проводит многочисленные мастер-классы. Говорит, это удивительное дело, дарит гармонию и покой, позволяет на несколько часов погрузиться в мир древних символов и верований. Главное - дать волю собственной фантазии.