Бензин, дизель, гибрид: какое авто наиболее выгодное

20 августа 2024, 10:30
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Автомобильный рынок позволяет выбрать машину с любым типом привода – на бензине, газу, дизтопливе, электричестве или гибридную. У каждого из этих вариантов есть сторонники и критики, однако стоит просто посчитать, какой из них более выгодный.

Редакция Техно 24 провела собственное исследование и готова делиться результатами.

Читайте также Безопасность в авто: какие системы отвечают за здоровье человека

Бензин

Это традиционные и понятные автомобилистам двигатели. Они неприхотливы и надежны, поэтому в сервисе не слишком дорогие. "Бензиновики" имеют огромный ресурс, поэтому без проблем служат 10 и более лет. Специалистов по обслуживанию достаточно даже в самом отдаленном населенном пункте.

В то же время автомобили на бензине самые прожорливые по расходу горючего. Например, среднеразмерный кроссовер расходует в городе 11 – 12 литров бензина на 100 км, на трассе – 9 – 10 литров. Авто меньшего размера, конечно, экономнее.

Учитывая, что бензин на сегодня самый дорогой вид топлива на АЗС (по состоянию на август 2024 года литр в среднем стоит 56,7 грн), то и расходы автовладельца для этого типа машин самые большие. Километр пробега для авто с расходом в 11 литров на сотню обойдется в 6,2 грн. Именно поэтому современные бензиновые автомобили все чаще дополняются электрическими моторами и становятся гибридными.

SUZUKI Vitara может быть оборудована надежным бензиновым двигателем 1,4 л и электромотором / Фото SUZUKI

Гибрид

Гибридный привод в современных автомобилях – это сочетание бензинового и электромотора. Существует несколько типов гибридного привода – с возможностью дозарядки от розетки Plug-In Hybrid или от бензинового мотора.

Например, современный кроссовер SUZUKI Vitara Hybrid оснащен 1,4-литровым двигателем BOOSTERJET с технологией мягкого гибрида SHVS (Smart Hybrid Vehicle by SUZUKI). Он помогает увеличить крутящий момент бензинового двигателя в тех случаях, когда его не хватает. При этом экономит горючее – расходует в комбинированном режиме 6,2 – 6,5 литра на 100 км. Соответственно стоимость километра пути на SUZUKI Vitara Hybrid получается 3,3 гривны на километр.

Наличие электромотора (который еще и выполняет роль стартера и генератора) позволяет более уверенно разгоняться и избавиться от так называемой "турбоямы" в бензиновом турбодвигателе. Гибриды имеют неплохую динамику разгона. Например, SUZUKI Vitara Hybrid с автоматической коробкой и моноприводом разгоняется до сотни за 9,5 секунды.

Стоимость километра пути на SUZUKI Vitara Hybrid получается 3,3 гривны на километр / Фото SUZUKI

Гибридные авто обычно лучше оснащены, чем аналогичные модели на бензине. Они не требуют особого обслуживания или специалистов.

Дизель

Легковые автомобили с дизельными двигателями доживают последние годы, поскольку они признаны не слишком экологичными. Например, в линейке японского бренда SUZUKI моделей с дизелями нет. Впрочем, для коммерческой техники их будут использовать еще долго. Также много авто с дизелями на вторичном рынке, ведь еще несколько лет назад в Европе их выпускали в огромных количествах.

Самое большое преимущество дизельных легковушек – их экономность. Даже подержанный легковой автомобиль с дизелем тратит 5 – 6 литров топлива на сотню, причем независимо от условий – в городе или на трассе. Внедорожники более расходные – до 10 литров, однако все равно они гораздо экономнее, чем бензиновые. Кроме того, дизтопливо обычно дешевле, чем бензин – сейчас оно стоит в среднем 53 грн за литр. Таким образом километр пути для дизельных легковушек обходится в 2,9 грн за километр, для кроссоверов – 5,3 грн.

Среди недостатков авто с дизелем – дорогое обслуживание старых моторов, которые прошли более 200 тысяч километров. Замена запчастей в них может обойтись в кругленькую сумму, которая нивелирует всю экономию на топливе.

Автогаз

В Украине автомобили на газу, то есть смеси пропана и бутана, очень популярны. Главная причина этого – дешевизна и доступность автогаза. Сейчас он стоит 28 грн за литр, что почти вдвое дешевле, чем бензин. Соответственно стоимость километра пробега на автогазе наименьшая среди ископаемых видов топлива, чем пользуются водители такси и те, кто много ездят.

Впрочем, чтобы экономить, нужно сначала вложить деньги в переоборудование автомобиля. Ведь машин с заводским газовым оборудованием (ГБО) практически нет. Стоимость установки газового оборудования в современное авто составляет 500 – 1000 долларов США, еще около 100 долларов нужно на его легализацию (оформление документов). Поэтому в зависимости от того, как много автовладелец ездит, срок окупаемости такого оборудования составляет от 9 месяцев до полутора лет. Далее пошла экономия.

Конечно, ГБО тоже требует обслуживания (замены фильтров, регулирования двигателя, постоянной диагностики и т.д.). Кроме того, расход газа примерно на 20% выше, чем бензина. Поэтому экономии вдвое не будет.

Стоимость километра пути для большого кроссовера составит 4,5 гривны за километр. Впрочем, украинские законодатели уже приняли закон, который существенно увеличивает налоги на пропан-бутан, поэтому стоимость автогаза уже с осени 2024 года вырастет до 5 грн за литр. Таким образом, экономия все еще будет, но не столь существенная.

Электро

Экологически чистые электромобили приобретают популярность как в развитых странах мира, так и в Украине. Среди их преимуществ – замечательная динамика разгона, современное мультимедийное оснащение и экономность. Однако эта черта существенно зависит от того, есть ли у владельца электромобиля возможность заряжаться по бытовому тарифу, а еще лучше – ночным. Ведь сегодня в нашей стране действует тариф 4,32 грн за 1 кВт-ч, ночной – вдвое меньше.

Если взять "среднюю" емкость аккумулятора современного авто в 80 кВт-ч, то полный заряд обойдется в 346 грн, а по ночному тарифу – в 173 грн. Учитывая, что на этом заряде можно проехать в среднем 350 км, тогда стоимость 1 км на электромобиле составит всего 1 гривну, а по ночному тарифу – 50 копеек. Дешевле – разве что даром!

Но такая цена возможна только для владельцев домов или гаражей, которые могут оставить свою машину на ночь на зарядку. Если заправляться по коммерческому тарифу, то он значительно дороже – 9 – 12 грн на медленных зарядках и 16 –18 грн за кВт-ч – на "быстрых". Соответственно километр пробега уже будет стоить 2,0 – 2,2 грн при заправке на медленных публичных зарядках, а также 4 – 5 грн – на "быстрых" (а именно такими заправляются во время путешествия на трассе).

Электрические разъемы бывают разных типов, и они не совместимы между собой / Фото Freepik

Таким образом заправлять электромобиль в дороге дороже, чем газом и сопоставимо с дизелем и гибридом.

Кроме того, электромобили имеют существенные недостатки – высокая цена, неизвестная надежность (особенно китайских брендов), небольшой запас хода и быстрая потеря заряда во время быстрой езды. Сюда стоит добавить проблемы с различными конверторами для электромобилей из разных стран и брендов, недостаток зарядных пунктов – и проблемы обычных автомобилистов покажутся детскими.

Итак, именно гибрид станет оптимальным выбором для тех, кто хочет водить с комфортом, но одновременно экономить на поездках и обслуживании. Еще один аргумент в пользу гибрида – сейчас на высокотехнологичный SUZUKI Vitara Hybrid действуют скидки до 86 тысяч гривен, поэтому экономия от его покупки и владения будет еще более ощутимой.