Мертворожденный: Марк Цукерберг отказывается от метаверса, в который вложил миллиарды долларов

9 мая 2023, 16:31
Читати новину українською

Источник:

Business Insider

Издание Business Insider опубликовало материал, в котором заявляет о смерти метавселенной от компании Meta, которая ради неё переименовалась с Facebook, вложила миллиарды долларов и огромные человеческие ресурсы.

В свое время Metaverse стал одержимостью технологического мира и дал толчок стремительному развитию технологий виртуальной реальности и появлению новых виртуальных миров. Этот эффект можно сравнить с нынешней ситуацией вокруг искусственного интеллекта, когда после релиза ChatGPT компании по всему миру бросились одна за другой анонсировать и выпускать свои аналоги, чтобы успеть запрыгнуть на этот стремительный поезд. Однако оказалось, что интерес людей к метаверсу утих быстрее, чем разгорелся, а сама Meta так и не смогла понять, что создает. Хайп не спас этот сервис, который так и не успел выйти из этапа тестирования, а отсутствие целостного видения продукта привело к его упадку, особенно после того, как технологическая индустрия обратилась к новому, более перспективному тренду – генеративному ИИ. Судьба Metaverse уже решена.

Интересно Миллиарды в никуда: пользователи захейтили метаверс Цукерберга – он действительно выглядит странно

RIP Metaverse

"Metaverse, когда-то громкая технология, обещавшая позволить пользователям неудобно зависать в дезориентирующем мире, похожем на видеоигры, умерла после того, как от нее отказался деловой мир. Ей было три года", – начинает свой материал Business Insider. Теперь Metaverse следует на кладбище провальных идей технологической индустрии. Но короткая жизнь и бесславная смерть о многом могут нам рассказать.

С самого начала Цукерберг утверждал, что Metaverse станет будущим интернетом. Блестящее, фальшивое рекламное видео, сопровождавшее объявление об изменении названия компании, описывало будущее, в котором мы сможем беспрепятственно взаимодействовать в виртуальных мирах: пользователи будут "устанавливать зрительный контакт" и "будут чувствовать, что вы вместе находитесь в одной комнате". Он утверждал, что Metaverse предлагает людям возможность "погрузиться" в "иммерсивный" опыт.

Большие надежды

Эти грандиозные обещания возложили на Metaverse заоблачные ожидания. Средства массовой информации упали в обморок от новорожденной концепции, которая обещала невероятное. Но реальная технология не смогла выполнить это обещание. Те немногочисленные демонстрации, проводимые компанией, резко контрастировали с показанными роликами и концептами. Виртуальный мир был бедным, скучным и низкополигональным.

Метавселенная также страдала от острого кризиса идентичности. Функциональное бизнес-предложение требует нескольких вещей для процветания и роста: четкого сценария использования, целевой аудитории и готовности клиентов принять продукт. Цукерберг поэтично описал метавселенную как "видение, охватывающее многие компании" и "преемника мобильного интернета", но он не смог сформулировать основные бизнес-проблемы, которые будет решать его разработка. Концепция виртуальных миров, где пользователи взаимодействуют друг с другом с помощью цифровых аватаров, является старой и берет свое начало еще с конца 1990-х годов, когда появились массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. И хотя метаверс якобы опирался на эти идеи с использованием новых технологий, единственный реальный продукт Цукерберга – VR-платформа Horizon Worlds, которая требовала использования невероятно неуклюжей гарнитуры Oculus, – не смог предложить ничего, что приближалось бы к дорожной карте или настоящему видению.

Несмотря на то, что концептуальное развитие Metaverse было остановлено, податливая пресса публиковала заявления о будущем технологии, которые были где-то между нереалистичными и откровенно безответственными,
– пишет Business Insider.

СМИ "глотали" заявления Цукерберга о том, что 1 миллиард человек будет пользоваться Metaverse и тратить сотни долларов, хотя к тому времени глава компании не мог сказать, за что именно они бы платили, или почему кто-то захочет привязать неуклюжую гарнитуру к своему лицу, чтобы посетить низкокачественный, мультипликационный концерт.

Спешка разных компаний войти в игру привела к тому, что инвесторы, консультанты и аналитики по Уолл-стрит пытались превзойти прогнозы друг друга относительно роста метапространства:

  • Консалтинговая компания Gartner утверждала, что к 2026 году 25% людей будут проводить в метапространстве по меньшей мере один час в день.
  • The Wall Street Journal заявили, что метапространство навсегда изменит наш способ работы.
  • Международная консалтинговая компания McKinsey предусмотрела, что метапространство может сгенерировать до "5 триллионов долларов США", добавив, что около 95% бизнес-лидеров ожидают, что метапространство "положительно повлияет на их отрасль" в течение 5-10 лет.
  • Чтобы не отставать от него, Citi опубликовал масштабный отчет, в котором заявил, что метапространство открывает возможности стоимостью 13 триллионов долларов США.

А потом все упало

Несмотря на такой шум вокруг, Metaverse спокойно не жилось. Когда людям на самом деле предложили возможность попробовать технологию, никто не воспользовался ею. Согласно данным, которые приводит Business Insider, лучше всего финансируемый продукт Metaverse, Decentraland, имел лишь около 38 ежедневных активных пользователей в своей "экосистеме стоимостью 1,3 миллиарда долларов". Decentraland отрицает эту цифру, утверждая, что у нее 8000 активных пользователей ежедневно. Но даже эта цифра ничтожно мала, учитывая, сколько людей, например, играет в тот же Fortnite.

  • В октябре 2022 года Mashable сообщил, что Horizon Worlds имела менее 200 000 активных пользователей ежемесячно, что значительно меньше 500 000 пользователей, которых Meta планировала достичь к концу 2022 года.
  • The Wall Street Journal сообщал, что только около 9% созданных пользователями виртуальных миров посетило более 50 игроков.
  • The Verge писал, что игра была настолько глючная, что даже работники Meta отказались от нее. Несмотря на мощь триллионной компании, Meta не смогла убедить людей пользоваться продуктом, на который она возлагала свое будущее.

Метавселенная серьезно просела, когда экономика замедлилась, в техносекторе начались массовые увольнения, а ажиотаж вокруг генеративного искусственного интеллекта рос. Microsoft закрыла свою платформу виртуального рабочего пространства AltSpaceVR в январе 2023 года, уволила 100 членов "промышленной команды метапространства" и провела ряд сокращений в команде HoloLens. В марте Disney закрыл свое подразделение Metaverse, а Walmart последовал его примеру, прекратив свои проекты Metaverse на базе Roblox. Миллиарды долларов, вложенные в разработку, и шум вокруг недоработанной концепции привели к тому, что тысячи — если не десятки тысяч — людей потеряли работу.

Цукербергу уже все равно

Марк Цукерберг, о котором раньше писали, как о "зависимом" от метаверса, теперь, похоже, и сам махнул на него рукой, переключившись на искусственный интеллект. СМИ сначала рассказывали, что работники Meta выражали обеспокоенность тем, насколько их руководитель зациклен на идее виртуальной реальности, а уже в марте сам основатель компании заявил, что "крупнейшая инвестиция Meta – это продвижение искусственного интеллекта и внедрение его в каждый из наших продуктов". Главный технический директор Meta Эндрю Босворт в апреле рассказал CNBC, что он вместе с Марком Цукербергом и директором по продуктам компании Крисом Коксом теперь тратят большую часть своего времени на ИИ. Компания даже прекратила продавать Metaverse рекламодателям, несмотря на то, что потратила более 100 миллиардов долларов на исследования и разработки, чтобы быть первой на рынке.

Хотя Цукерберг может предположить, что разработка игр для гарнитуры Quest – это своего рода инвестиция, надпись на стене уже сделана: Meta покончила с Metaverse,
– пишет Business Insider.

Уроки

Идея виртуальных миров или коллективного онлайн-опыта будет явно еще жить в той или иной форме. Однако то желанное Цукербергом метапространство уже давно мертво. И этот провал, вероятно, является одной из крупнейших неудач в истории технологий.

Автор материала Insider Эд Зитрон говорит: "Я не верю, что Марк Цукерберг когда-нибудь по-настоящему интересовался Metaverse, потому что он, кажется, никогда не определял его как нечто большее, чем немного подправленный Facebook с аватарками и громоздким оборудованием. Это было средство для повышения цены акций, а не реальное видение будущего человеческого взаимодействия. И Цукерберг использовал свое огромное богатство и власть, чтобы заставить всю технологическую индустрию и значительную часть американского делового мира поддержать эту недоработанную идею".

Этот пример очень красноречив для всех, кто "все еще считает его дальновидным технологическим лидером" и должен стать поводом для серьезных размышлений для венчурного сообщества, которое опрометчиво последовало за лидером, потратив миллиарды долларов на хайп, основанный на самых непутевых формулировках пресс-релизов.

В справедливом мире Марк Цукерберг должен быть уволен с должности генерального директора Meta. В реальном мире это на самом деле невозможно,
– говорит Зитрон.

Цукерберг ввел всех в заблуждение, сжег десятки миллиардов долларов, убедил целую индустрию последователей подчиниться его причудливой одержимости, а затем уничтожил ее в ту же секунду, когда другая идея начала интересовать Уолл-стрит. Нет никакой причины, почему человек, который наблюдал за увольнением десятков тысяч человек, должен управлять крупной компанией. С Марком Цукербергом во главе у Meta нет будущего: Она будет стагнировать, а затем умрет и пойдет вслед за метавселенной в пресловутую могилу, подытожил автор материала.