Робота под названием Pibot создали ученые из Корейского передового института науки и технологий (KAIST). Он может пилотировать реактивный самолет.

Смотрите также DeepMind сделает роботов умнее и ловчее

Что известно о Pibot

  • Робот с глазами-жучками, рост которого чуть больше полутора метров, может ухватиться за штурвал и поддерживать высоту даже в самых сложных условиях.
  • Наружные камеры гарантируют, что робот может отслеживать ряд жизненно важных показателей в самолете.
  • Вместо того чтобы листать распечатанную инструкцию, Pibot запоминает документацию, используя большие языковые модели, и может получать доступ к нужной ему информации мгновенно. Это позволяет реагировать на чрезвычайные ситуации быстрее, чем пилот-человек.

Такой подход значительно отличается от традиционных направлений разработки беспилотных летательных аппаратов. Вместо того чтобы создавать дистанционно управляемый дрон, исследователи работали с существующими элементами управления, фактически дополнив их новыми элементами.

Pibot – это человекоподобный робот, который может управлять самолетом так же, как и человек-пилот, манипулируя всеми отдельными элементами управления в кабине, предназначенной для человека.
– рассказал Дэвид Шим, доцент кафедры электротехники KAIST.

Он добавляет, что люди могут летать на многих самолетах, но они привыкают к своим моделям и когда пытаются пересесть на другую, приходится получать другую квалификацию. Pibot может адаптироваться к новым условиям в кабине одним нажатием кнопки. "Работа-пилота мы учим индивидуальной конфигурации самолета, поэтому вы можете управлять самолетом, просто нажав на его тип", – объяснил Шим.

Исследователи работали с чат-ботами с искусственным интеллектом, такими как ChatGPT, чтобы научить своего робота понимать инструкции для пилотов. Но сейчас они работают над разработкой собственной программы LLM специально для Pibot.

Относительно того, где он может быть использован, команда предполагает, что его будут разворачивать в экстремальных условиях, которые не подходят для человека. Впоследствии при достаточном уровне развития технологии и при отсутствии ошибок такие роботы вполне могут полностью заменить пилотов в самолетах.

Полноценное развертывание станет возможным не ранее 2026 года. А пока что команда южнокорейского оборонного ведомства проводила лишь симуляции, но ведет переговоры с Airbus об использовании Pibot для тестовых полетов с недавно разработанным электрическим самолетом.