Бозон Хиггса, знаменитый открытием на Большом адронном коллайдере (ВАК) в 2012 году, укрепил обоснованность стандартной модели и подтвердил существование всех известных фундаментальных частиц. Однако, несмотря на успешное экспериментальное подтверждение существования этих частиц и совпадение их свойств с теоретическими предвидениями, небольшие разногласия сохраняются. Это обуславливает необходимость дальнейших экспериментов, особенно в отношении "молодого" бозона Хиггса.

Смотрите также Китай совершил революцию в производстве солнечных панелей благодаря технологии гибкого кремния

Почему это может перевернуть наше представление о Вселенной

В рамках Стандартной модели бозон Хиггса может распадаться разными каналами, а распад на Z-бозон и фотон является невероятно редким событием, происходящим с вероятностью всего 0,15%. До сих пор ученые не наблюдали этого распада в данных ВАК, что выделяло его редкость. Однако благодаря совместным усилиям команд ATLAS и CMS, а также использованию методов машинного обучения для просеивания огромных объемов данных, исследователи смогли обнаружить это неуловимое явление.

Команды ATLAS и CMS проанализировали комбинированные данные по ВАК за период с 2013 по 2018 год. У данных ATLAS статистическая точность обнаружения канала распада достигла 2,2σ (сигма – стандартное отклонение), а у данных CMS – 2,6σ. В сочетании статистическая значимость произошедшего составляла 3,4σ. Хотя это не достигает необходимого порога в 5σ для официального заявления об открытии, это убедительное доказательство в пользу этого события.

Теперь ученые подтвердили, что бозон Хиггса действительно может распадаться на Z-бозон и фотон. Последующие наблюдения за этим каналом распада помогут либо подтвердить физику, описанную в рамках Стандартной модели, либо подвергнуть сомнению ее полноту.

Читайте на сайте Новое устройство генерирует энергию прямо из воздуха

Модернизированный ВАК, недавно достигший максимальной энергии столкновения 13,6 Тэв, будет способствовать дальнейшим исследованиям бозона Хиггса. В течение последующих лет накопление данных о распаде бозона Хиггса на Z-бозон и фотон поможет дать окончательный ответ на фундаментальный вопрос: Действительно ли мы постигаем хитросплетение мира, в котором живем?