История противостояния

Протесты с блокировкой трасс и центральных улиц столицы еще в начале года прокатились по Украине. Тогда депутаты попытались успокоить владельцев авто с еврономерами принятием скидки на растаможку. Если стоимость авто составляла например 4 тысячи евро, то зарегистрировать его в Украине стоило 1,5 тысячи евро. Ранее сумма составляла почти еще одну стоимость машины.

Читайте также: Бунт еврономеров: растаможить нельзя штрафовать

Уменьшение налогов на растаможку не успокоило автовладельцев на "евробляхах", потому что из них многие купили старые автомобили (до 2010 года) в ЕС по 2 тысячи долларов и дешевле. А в новых правилах дешевого растаможивания депутаты предусмотрели условие, что официально нельзя ввозить машины, не соответствующие стандарту Евро-5.

Но украинцы уже успели приобрести дешевые старые авто в Европе и оказались вне закона. Количество авто без регистрации, по подсчетам Государственной фискальной службы, официально составляет 60 тысяч. По неофициальным данным – на украинских дорогах ездит от 500 тысяч до 3 миллионов машин на иностранных номерах без регистрации.

Конфликт имел бы меньший размах, если бы суды не начали активно штрафовать автовладельцев с еврономерами, которые просрочили срок временного пребывания в Украине.

Суммы штрафов составляли от 400 тысяч до 1,5 миллиона гривен. Суды принимали решение увеличить штрафы для тех водителей, которые оплатили 8500 за нарушение таможенных норм и продолжили пользоваться своим транспортом. Именно поэтому активисты решили дожать власть и принять закон, который позволил бы им зарегистрироваться в Украине.

Читайте также: Как полиция и таможенники охотятся за нерастаможенными автомобилями

Обеспечить справедливость

Решение этого конфликта должно осуществиться через установление справедливости, считает экономист Андрей Блинов. Нельзя позволить автомобилистам на литовских, польских или других номерах не платить налоги. Потому что для многих в Украине стало бизнесом – пригнать авто из ЕС в Украину. Мол, как себя будут чувствовать люди, которые заплатили все налоги, не иначе, как "лохами". Поэтому государство не должно давать амнистию владельцам авто на "евробляхах". В то же время, оно должна урегулировать проблему, набравшую больших масштабов.

По мнению экономиста, обновления законодательства должно включать:

– норму ввоза одного автомобиля на человека из-за рубежа;

– для таких лиц можно предусмотреть быструю растаможку с более низкими налогами;

– машины, которые были пригнаны по временному ввозу должны пройти украинский техосмотр, так как они являются потенциально опасными на дорогах;

- предусматривать временный короткий период для пребывания в Украине машин с номерами разных стран.

"Евробляхеры" хотят узаконить свою хитрость, уверяет специалист Dragon Capital Сергей Фурса. "Мы вас обманули, но теперь нас много, так что сделайте так, чтобы нам было хорошо, потому что будем буянить", – пишет он.

Читайте также: Нерастаможенные авто в Украине: как всех примирить

Законодательство

Сейчас активисты и власть пришли к компромиссу. Глава парламентского налогового комитета Нина Южанина заявила, что парламент подготовит закон, который позволит растаможить ввозимые авто производства 2000 года и ранее, и на них будут распространяться льготные условия.

Здесь стоит вспомнить, что с прошлой сессии в Верховной Раде есть два законопроекта, предлагающих решения проблемы. Суть первого – разрешить ввоз авто для личного пользования, второй – ввести уменьшенный сбор за штрафной день пребывания на территории Украины.

Уже более 1,5 года парламентарии не могут принять ни одного.