Электронная система госзакупок работала в пилотном режиме с февраля 2015 года. Использование системы сначала было добровольным: каждый государственный заказчик имел возможность проводить в ProZorro допороговые закупки на сумму до 200 тысяч гривен для товаров и услуг и 1,5 миллиона грн. для работ. Но даже в пилотном режиме система ProZorro позволила сэкономить более 1,4 миллиарда гривен — посчитали в Кабмине.

С 1 апреля 2016 года вступил в силу Закон "О публичных закупках", который обеспечил перевод всех государственных закупок в Украине в электронный формат. Переход происходил в два этапа: с 1 апреля все свои закупки в систему ProZorro обязаны были перевести центральные органы исполнительной власти и предприятия, действующие в отдельных сферах хозяйствования (так называемые "естественные монополии"), а с 1 августа использования электронной системы госзакупок стало обязательным для остальных государственных заказчиков.

Читайте также: Игрушки, кресты и гробы: странные закупки на ProZorro

Про ProZorro

Государственное предприятие "Прозорро" основали на государственной собственности, относится оно к сфере управления Министерства экономического развития и торговли Украины.

В прошлом называлось ГП "Внешторгиздат Украины". Изменили его как раз накануне вступления в силу Закона Украины "О публичных закупках". Изменение названия – это один из финальных шагов трансформации предприятия и свидетельство того, что знаменитое бюрократическое ГП "Внешторгиздат Украины" с длинным шлейфом коррупционных скандалов превратилось в эффективную организацию, которая является надежной основой реформы публичных закупок. В этом убеждены сами прозорровцы.

ГП "Прозорро" является владельцем центральной базы данных ProZorro и отвечает за учебно-консультационную, техническую и маркетинговую поддержку системы публичных закупок.

Найактивніші переможці в системі закупівель ProZorro
Самые активные победители в системе закупок ProZorro

Как в ProZorro преодолевали "зрады"

Электронная система закупок – это лишь инструмент, а не панацея от коррупцит, отметили в "Прозорро". В основу системы заложена философия полной открытости данных – "все видят всё".

Именно благодаря этой открытости мы и увидели и швабры по 3 тысячи гривен и мясо по 4 тысячи гривен за кило. Постоянный мониторинг со стороны СМИ, общественных организаций и просто рядовых граждан – вот что поможет значительно снизить уровень коррупции. Госзаказчики должны понять, что все их сделки и схемы видно, как на ладони. Кейсы, которые попадают в рубрику "зрадоперемога", конечно, анализируются, и по каждому принимаются меры,
– рассказал в комментарии сайту "24" генеральный директор ГП "Прозорро" Василий Задворный.

О трудностях

Большая проблема заключается в том, что очень большое количество заказчиков не является профессионалами в закупках, отметил Задворный.

"Сейчас в системе мы видим тендеры, которые объявлены неправильно, с ошибками. И очень часто так происходит не потому, что есть какие-то коррупционные сделки, а потому, что люди, которые проводят тендеры, не знают, как это грамотно сделать", – пояснил гендиректор ГП "Прозорро".

К сожалению, у нас стране нет такой профессии, как государственный заказчик. Очень часто членами тендерных комитетов становятся главные врачи, директора школ и тому подобное. Занимаясь закупками эти люди берут на себя не свойственные им функции. Конечно, мы знаем об этой проблеме и проводим массу мероприятий, направленных на обучение и повышение профессионализации,
– отметил он.

Все заказчики уже проводят торги через ProZorro, в день объявляется до 4 тысяч тендеров. Но пока видим только 80 тысяч предприятий, которые сейчас участвуют в тендерах. Рынок электронных публичных закупок растет очень быстро, а вот бизнес – не успевает.

Сейчас среднее количество предложений на торги – лишь 2,45, треть торгов не происходит, потому что приходит недостаточное количество участников. Причин этому несколько. Во-первых, бизнес у нас не доверяет государственным учреждениям. Любая инициатива государства воспринимается с недоверием. Во-вторых, госзакупки всегда были очень "закрытым" клубом, где могли найти заказы только определенные компании, связанные с заказчиком. Повышение конкуренции на торгах важно не только потому, что это даст возможность заказчикам получить рыночные цены, хотя, конечно, экономия государственных денег – это очень важно.

Кроме того, прозорровцы уверены, что бизнес – это лучший контролер. Как уже отмечалось выше, тендеров объявляется очень много. Открыть каждый тендер и посмотреть, всё ли там в порядке, просто нет физической возможности. А если участник видит, что его права нарушаются, подозревает, что есть сговор между заказчиком и участниками, то он не будет молчать. Есть масса инструментов в бизнесе добиться правды и справедливости.

Найактивніші організатори у системі Prozorro
Самые активные организаторы в системе ProZorro

Кто и что мешает работе

Не все госзаказчики охотно перешли на работу по-новому — констатировал Задворный. Есть регионы, которые работают по закону "О публичных закупках" на надпороговых закупках (закупки от 200 тысяч грн. для услуг и товаров и от 1,5 миллиона гривен для работ), а вот свои допороговые закупки проводят вне системы. На допороговые закупки в год тратится около 140 миллиардов гривен, это огромные деньги.

Проанализировав допороговые тендеры за последние шесть месяцев 2016 года, мы увидели, что государственные заказчики, которые проводят допороговые тендеры, сэкономили 14% своих бюджетов. Это разница между деньгами, которые были заложены в бюджет и суммами заключенных договоров после проведения торгов и аукциона. То есть, только за полгода 2 миллиарда гривен было сэкономлено только потому, что добропорядочные заказчики решили использовать возможность системы привлекать бизнес на торги и проводить ауционы,
— уточнил руководитель ProZorro.

Такие города, как, например, Кривой Рог, Павлоград, что в Днепропетровской области, даже не скрывают свою ненависть к реформе, говорят прозорровцы. Эти города "со скрипом" работают по закону и вовсе игнорируют возможно проводить свои допороговые закупки через систему. Таких заказчиков, к сожалению, все еще довольно много.

Но есть регионы, где есть политическая воля и активные общественные организации. Очень ярким примером является Днепропетровская ОГА и общественная организация "Общественный контроль". Это прекрасный пример того, как власть и общественность могут сотрудничать и достигать превосходных результатов,
— отметил Задворный.

Найбільші сфери, задіяні у системі ProZorroКрупнейшие сферы, задействованные в системе ProZorro

Нововведения и задачи на будущее

Руководитель ProZorro рассказал, что в приоритете — приведение технического функционала системы в соответствие с требованиями Закона "О публичных закупках". Сейчас ИТ-команда работает над реализацией рамковых соглашений. Эта процедура есть в Законе и должна быть реализована в системе. Полным ходом идёт интеграция с реестрами.

Запущен уже пилот Централизованной закупочной организации. Это одно из направлений профессионализации публичных закупок. ЦЗО — это инструмент, которого еще в Украине не было, поэтому мы можем опираться только на опыт, например, стран ЕС. Этот опыт свидетельствует, что при разумной централизации объемов закупок использования ЦЗО может дать экономию до 20%,
— уточнил Задворный.

Другой главный вызов — привлечение в систему нового бизнеса. Отдел маркетинга движется в этом направлении.

Следующий шаг — масштабирование философии "Прозорро" на другие реформы и страны. Уже полным ходом работает "ProZorro.продажи" — это система, которая имеет такую же гибридную архитектуру с центральной базой данных и электронными площадками. "ProZorro.продажи" занимаются продажей активов обанкротившихся банков. Недавно в базе системы Prozorro в Молдове в тестовом режиме заработала система публичных электронных закупок M-Tender. Прозорровцы уверяют — есть и другие страны, которые заинтересованы в такой системе, как наша.

Читайте также: Рекорды ProZorro 2015 vs 2016: впечатляющие изменения в достижениях системы