По результатам исследования, 70% украинского малого и среднего бизнеса (МСБ), работающего с иностранными клиентами, продолжает деятельность во время полномасштабной войны. Еще 22% опрошенных продолжают работать только частично, передает Бизнес 24.
Читайте также Экспорт Украины в ЕС вырос до 62%: какие страны покупают нашу продукцию больше всего – инфографика
Результаты опроса
Несмотря на сложные условия работы, 43% опрошенных предпринимателей заявили, что смогли сохранить рабочие места для всех своих сотрудников. Еще 20% респондентов удалось частично удержать довоенный штат. При этом 38% руководителей МСБ в этом году намерены увеличить количество персонала.
Такие планы возможны, в частности, благодаря тому, что треть (32%) опрошенных удержала всех своих клиентов, а еще почти четверть (24%) сохранили большинство из них. И это несмотря на то, что у 72% респондентов не было плана урегулирования кризисных ситуаций до начала полномасштабного вторжения России.
В то же время, более половины руководителей МСБ, а именно 58%, отметили, что опыт быстрого приспособления к сверхсложным условиям им дала пандемия COVID-19. Вместе с тем самыми большими проблемами, с которыми столкнулся малый и средний бизнес после 24 февраля, предприниматели назвали:
- финансовые затруднения – 35% опрошенных;
- высокий уровень стресса среди сотрудников – 29%;
- логистические или коммуникационные проблемы – 20%.
Кстати Ожидания улучшились: на что надеется и о чем переживает украинский бизнес
Как МСБ боролся с вызовами военного положения
Чтобы защитить своих сотрудников, пятая часть владельцев малого и среднего бизнеса переместила свои компании в более безопасные регионы, а 17% предоставили работникам единовременные выплаты. Кроме того, для поддержки ментального здоровья сотрудников в условиях сильного стресса, 16% предпринимателей оказывали им бесплатную психологическую помощь.
Пока ВСУ защищают страну, украинцы объединились в тылу на волонтерском фронте. Так, благотворительную помощь начали оказывать и бизнесы. Помимо очевидного положительного эффекта, это повлияло и на атмосферу внутри коллективов – 84% респондентов заявили, что совместное волонтерство и помощь армии помогли повысить командный дух в их компаниях и облегчить кризисный период.