"Чтобы ты сделала, чтобы не боялась?" – главный вопрос мирового бестселлера о женском лидерстве от Шерил Сэндберг, операционного директора компании Facebook "Включайся! Женщины, работа и воля вести за собой" (Lean In: Women, Work, and the Will to Lead).
Не секрет, что женщине в бизнесе и управлении приходится сложнее, ведь она только начинает завоевывать свое место на мужской территории. Внутренние страхи, усвоенные с детства штампы и отношение к женщине как к "младшей сестре", а не партнеру, усложняют жизнь.
Шерил надеется, что книга вдохновит женщин на более смелые шаги, а мужчинам дает понимание всех сложностей, с которыми сталкиваются женщины.
Книгу, которую The New York Times в 2013 году включил в перечень лучших, наконец-то перевели на украинский и презентовали на днях в Киеве. Предисловие к нему писала министр финансов Украины Наталья Яресько.
Телеканал новостей "24" выделил 5 основных советов, которые дает Шерил Сэндберг женщинам.
Работай
Автор искренне верит в то, что не надо всех женщин заставлять работать. Важным является то, что необходимо иметь выбор, который она делает самостоятельно, несмотря на социальное давление. Шерил делится опытом и дополняет статистику – женщинам тяжелее добиться успеха на работе из-за интернационализованных негативных установок и отношения в самом бизнесе.
В докладе компании McKinsey указано, что мужчин повышают с учетом на перспективу, а женщин – за реальные достижения.
Другие исследования говорят, что равномерная занятость мужчины и женщины на работе и дома очень хорошо влияет на развитие ребенка."Личный выбор часто бывает не таким личным, как кажется. На всех нас влияют общественные условности, давление окружения, ожидания родственников. Вдобавок женщина, которая может себе позволить не работать, обычно получает не только разрешение на это, но и одобрение своего выбора.
Представьте, что карьера – это марафон: длинное, изнурительное испытание с очень ценным призом. Теперь представьте марафон, где на стартовой линии выстроились мужчины и женщины с одинаково хорошими физическими показателями и выучкой. Раздается стартовый выстрел. Женщины и мужчины бегут бок о бок. Мужчинам-марафонцам постоянно восклицают: "Молодец! Так держать!" Зато женщины слышат совсем другие возгласы. "Ты же знаешь, что не должен это делать!" – кричат в них зрители. Или: "Хороший старт, но зачем тебе бежать до финиша?
Верь в себя
Чтобы достичь успеха, необходимо верить в свои силы. Сэндберг замечает, что уверенность в себе - черта, не всегда характерная для женщин, когда речь идет о профессиональные способности. Согласитесь, невероятно сложно оценивать себя достойно, когда с детства женщин убеждают, что математика – не женская наука. Будет ли она чувствовать себя уверенно за рулем, если отец, брат и муж всегда "шутят" про "женщин за рулем"?
От "синдрома самозванца" очень трудно избавиться. Поэтому Шерил напоминает о поддержке и признании успехов.
Попросите мужа объяснить, как он добился успеха, — и он, вероятнее всего, будет говорить о собственных талантах и умениях. Задайте тот же вопрос женщине — и она, вероятно, припишет свой успех внешним факторам, утверждая, что обязана своей удаче тем, что "очень старалась", "ей повезло" или "ей помогали.
Домашние обязанности – пополам
Ключевой момент, о котором говорит автор – никто не может успевать все на работе и дома. Следовательно, надо подключать партнера. Глава из книги так и называется "Сделай партнера своим настоящим партнером".
Итак уход за детьми и прочая домашняя работа для здоровой атмосферы в семье, где мужчина и женщина работают, просто необходима. Как женщина нуждается в поддержке на работе, мужчине необходима поддержка дома.
Когда мужчины берут на себя больше домашних дел, жены реже впадают в депрессию, конфликтов между супругами становится меньше, а удовольствие от совместной жизни — больше. Пары, в которых женщина работает вне дома и вносит свою долю в семейный бюджет — реже разводятся. По статистике, если жена обеспечивает половину семейного дохода, а мужчина выполняет половину работы по дому, риск развода снижается примерно наполовину.
Быть заметной
Сандберг понимает, что многие женщины не хотят делать карьеру. Но она также напоминает, что 41% женщин являются основными кормилицами семьи, а еще 20% есть частично кормилицами. Следовательно, увеличение числа женщин на руководящих должностях поможет статусу и возможностям всех женщин.
Речь идет не только о формальном лидерстве. Шерил говорит: по ее наблюдениям, женщины всегда опускают руку первыми, отдавая инициативу мужчинам, всегда скромно садятся в уголке. Но если мы хотим, чтобы нас заметили, нам надо стараться быть заметными, даже когда это непросто и страшно.
Если мы хотим добиться равенства, нам следует признать: женщины гораздо реже держат руки поднятыми. Нужно, чтобы отдельные люди и целые организации обращали на это внимание и исправляли ситуацию, поддерживая, вдохновляя и продвигая все больше женщин. А женщинам, в свою очередь, следует учиться продолжать держать руки поднятыми — ведь иначе руководитель, даже с самыми лучшими намерениями, может вас просто не заметить.
Поддерживать друг друга
Сандберг много внимания уделяет поддержке женщин женщинами. По ее опыту, часто сами бизнеследи являются носителями стереотипов, из-за которых женщины имеют меньше возможностей проявить себя на работе.
Руководитель Facebook призывает более опытных женщин обучать младших. В свою очередь, молодым профессионалкам забыть про навязанный образ "жестокой бизнеследи".
Женщина же не может плохо относиться к другой женщине по причине гендерных стереотипов, правда? Неправда. Часто женщины не осознанно усваивают унизительные суждения, которые господствуют в культуре, и воспроизводят их...
Чем больше мы помогаем друг другу, тем больше мы помогаем сами себе
Шерил Сэндберг в январе 2014 года стала миллиардером. Ранее работала на должности вице-президента компании Google, занимала кресло в совете директоров Starbucks, с 2010-го является членом совета директоров Walt Disney. Журнал Fortune включил ее в список 50 самых влиятельных женщин в бизнесе, а журнал Time — в 100 самых влиятельных людей в мире.
Смотрите также: Elle UK напомнил о равных возможностях на работе