У Гройсмана уверены, что в 2018-м году сумма всех бюджетов страны перешагнет отметку в 1 триллион – и это будет рекордная сумма с момента проведения денежной реформы в 1996 году и внедрения гривны.

Читайте также: Гройсман в картинках показал, каким будет бюджет на 2018-й год

Экс-министр экономики Богдан Данилишин уверен, что бюджет-2018 го года – это бюджет роста. Ведь правительство увеличивает финансирование ключевых отраслей, не поднимая налоги.

Данилишин не сомневается, что правительству удастся сохранить инфляцию на низком уровне (7%) в течение года.

В свою очередь экономический эксперт Борис Кушнирук также считает основные цифры бюджета (макропоказатели) реалистичными, включительно с заложенным в бюджет средним курсом на уровне 29 гривен за доллар, но не верит в такую низкую инфляцию: "Украина имеет сырьевую экономику, поэтому уровень инфляции зависит от скачков цен. НБУ может просчитать ее уровень, но если цены будут меняться, то и инфляция тоже".

На что пойдут бюджетные средства?

Бюджет 2018: что нового

Впервые бюджет создан на среднесрочную перспективу на основе бюджетной резолюции 2018-2020 годов. Это трехлетний план формирования бюджета, и средства в нем распределяются не между отраслями и не от содержания, а ориентируются на финансирование реальных программ и предоставления услуг.

Такой бюджет позволяет запланировать средства на строительство объекта от начала и до конца, а также спасает проекты от замораживания, пока депутаты не проголосуют за новый бюджет и не предусмотрят снова на него деньги.

Такие изменения еще нужно провести через парламент, говорит Кушнирук, ведь они затрагивают изменения в бюджетный кодекс. Только тогда трехлетним планированием можно пользоваться.

Читайте также: В 2018 году доллар будет стоить более 30 гривен, – проект Госбюджета-2018

Параллельно среднесрочному плану бюджета НБУ также сформировали денежно-кредитную политику на 2018-2020 годы. Это должно создать предсказуемое поведение государства и оживить экономический рост, считает Данилишин.

Правительство прогнозирует, что поступления в сводный бюджет на 2018 год должны составить 1 триллион 118 миллиардов гривен. Называя такие цифры, Кабмин опирается на нынешние поступления в бюджет.

Государство также продолжает процесс передачи денег в местные бюджеты. На этот раз они получат 521 миллиард гривен, что на 10% больше, чем в 2017 году. В целом доходы местных бюджетов растут на 21%.

Слабые места

Выделение 40 миллиардов на строительство дорог является большой суммой, считают экономисты. Такие суммы являются поводом задуматься о развитии дорог на концессионных условиях и на государственно-частном партнерстве. Из этих 40 миллиардов часть, а именно 5 миллиардов – сумма, которая привлечена от международных доноров.

Ключевые параметры бюджета на следующий год

В секторе национальной обороны нужно было больше ориентироваться не только на обеспечение личного состава, но и уделить внимание производству отечественного вооружения и техники с использованием научного потенциала.

Объем инвестиций в Украину остается низким. Впрочем, украинские частные банки владеют капиталом в 100 миллиардов гривен. Правительство могло бы тоже призвать их финансировать государственную экономику путем кредитования.

Болезни всех бюджетов

Радоваться рано, по крайней мере, так говорят экономисты. Увеличение денег в государственном и местных бюджетах не означает автоматического роста экономики. В Украине не хватает реальных программ развития. Деньги есть, но на местах не знают как их использовать, кроме содержания на депозитах в коммерческих банках. Государственные деньги не работают на развитие инфраструктуры в городах и селах, а являются пассивными. Например, сейчас в казначействе 70 миллиардов гривен, 40 из них на местных казначействах, которые не используются.

Надо заставить местную власть разрабатывать конкретные программы развития и использовать эти деньги. Например, программы направлены на малый и средний бизнес или слабые отрасли, которые в перспективе создадут добавленную стоимость,
– объясняет экс-министр экономики Данилишин.

В Украине давно хромает эффективное управление бюджетными средствами, считают экономисты. Борис Кушнирук описывает другую сторону медали, когда препятствием является не только отсутствие государственных программ.

Выделение средств на проекты строительства обычно растягивается. Как правило, в первой половине года у государства есть только расходы. Поэтому реализация многих проектов тормозится. Реальные поступления на государственные счета происходят во второй половине года и до конца года их просто не успевают освоить. Средства возвращаются в казначейство. Одним из вариантов решения проблемы может стать выпуск казначейских облигаций на срок до 90 суток – таким образом можно решить нерегулярные поступления и эффективно использовать бюджетные деньги в течение года.

Эксперты всегда подчеркивают коррупционную специфику верстки бюджета в Украине. До недавнего времени ключевые должностные лица были заинтересованы, чтобы вписывать в бюджет статьи, на которые нет денег. Тогда заинтересованные люди должны были к ним обращаться, чтобы получить деньги в качестве дотаций на нужные области. Благо, формальные показатели бюджета-2018 выглядят вполне адекватными.

Останется ли такая позорная практика торговли бюджетом на этот раз – станет ясно ближе к новогодним праздникам.